Три дня подряд в Ростовском музыкальном шла объявленная мировая премьера - хореографическая драма в двух действиях «Тихий Дон. Мелехов» по роману М. Шолохова на музыку Леонида Клиничева - ростовчанина, заслуженного деятеля искусств РСФСР, Почётного деятеля Союза композиторов России.
Будем откровенны: как известно, нет пророка в своём отечестве, а потому многие из нас весьма предвзято относятся к современникам, к тем, кто рядом. Если человек доступен, так он в восприятии многих и не классик, что от него и ждать!
Но как не пойти на «Тихий Дон», особенно в юбилейный год Шолохова! Интересно же - как это будет на сцене Музыкального!
Читаем на сайте театра аннотацию от авторов спектакля:
«Работая над воплощением шолоховского романа, мы решили отказаться от идеи объять необъятное: если силами кинематографа или драматического театра полноценно охватить содержание «Тихого Дона» еще представляется относительно возможным, то в современном музыкальном театре – увы, нет. Именно поэтому создатели нового спектакля решили пойти иным путем.
Самым важным для нас оказался символический пласт содержания гениальной книги. Это родная земля, Дон, отчий дом, семья, возвращение к истокам – могучие эпические образы, безусловную значимость которых считываешь бессознательно. От их воплощения, создания символического пространства, напоминающего о цикличности и непреходящести мирового порядка, оттолкнулись постановщики театра.
Новый спектакль – не столько механическое воспроизведение событий эпопеи, сколько попытка всмотреться в мифологический культурный код, которым является «Тихий Дон». И мы вглядываемся в него сквозь призму «судьбы человека» – воспоминаний Григория Мелехова о пройденном, изломанном кровавой историей жизненном пути. По этой причине фамилия главного героя оказалась вынесена в афишное название – тем самым мы обозначили некое осознанно совершенное нами «сужение» содержания книги, как известно, затронувшей судьбы около 600 персонажей…
Искренне надеемся, что оригинальное прочтение гениального детища культового донского писателя найдет отклик в сердцах наших зрителей, ибо вопросы и проблемы «Тихого Дона» – поистине неисчерпаемы и актуальны во все времена».
Простите за пространную цитату, но она многое объясняет.
Действительно, уложить роман-эпопею в два с половиной-три часа сценического времени, да ещё с минимумом текста, вряд ли возможно. И потому авторы выбрали, наверное, единственно правильный путь.
Получилась тоже эпопея - масштабное музыкальное, световое, сценическое и психологическое полотно.
Нам показалось, что здесь присутствуют реминисценции и из асафьевского «Пламени Парижа» (массовость сцен и игра света), и из древнегреческих трагедий (хор), и из драматических балетов Стравинского. Очень органична музыка - впитавшая в себя и трагичность эпохи, и мелодичность народных песен, и глубину безмерного счастья и безмерных страданий героев.
Что интересно, на экранах присутствовали титры - видимо, необходимость дополнить действо шолоховским словом посчитал необходимым либреттист. Это было ново, необычно и весьма органично.
Конечно, присутствовали некоторые шероховатости - ну, например, по синхронности кордебалета. Или есть сомнения в уместности некоторых весьма откровенных сцен - кажется, что в слове описание гораздо целомудреннее, чем сценическая реализация.
Будучи заядлыми театралами, стремящимися посещать спектакли во всех городах, куда путешествуем, мы, наверное, видели постановки и ярче, и выразительнее, и, возможно, более профессиональные, но такого, как этот, спектакля, мы не видели никогда.
Можно сказать, что в общем и целом спектакль удался и, думаем, стал явлением в культурной жизни не только донской столицы, но и впоследствии - тех городов и сцен страны, где он, несомненно, будет представлен.