Мы впервые побывали в столь необычном театре - фактически в домашнем. Только это был, конечно, домашний театр Романовых - и он расположен в крыле Зимнего дворца - со стороны Зимней канавки (канал, соединяющий Мойку и Неву).
Если быть более конкретным, то Эрмитажный театр был построен на месте бывшего Зимнего дворца Петра I по заказу Екатерины II в 1783-1789 гг. Можно сказать, что это на данный момент один из старейших театров в Санкт-Петербурге и в России.
Сцена маленькая, но уютная - это амфитеатр общей вместимостью в 250 человек. Места не разделены подлокотниками, но довольно просторные - видимо, рассчитанные на дам в пышных нарядах.
Стены и колонны декорированы цветным искусственным мрамором. В нишах расположены скульптуры Аполлона и девяти муз, а над ними барельефы с портретами знаменитых музыкантов и поэтов.
Известна дата первого спектакля - 16 ноября 1785 года.
Интересно, что для некоторых опер, в т.ч. комических, либретто писала сама царица.
На сайте учреждения рассказывается, что в 1894 году была проведена реставрация театра. А в 1902 году архитектор Л.Н.Бенуа оформил театральное фойе в стиле рококо - посмотрите на фото: это, конечно, потрясающе!
Здесь выступали Шаляпин, Собинов, Кшесинская, Павлова, Ваганова...
После 1917 года в театре размещался Рабочий университет им. А.В.Луначарского, в 30-е годы проходили различные концерты, ставились и балетные номера, оперные спектакли. В 1935 году театр прекратил свою деятельность. Долгие годы помещение использовалось как лекторий Государственного Эрмитажа.
Лишь в начале 80-х было принято решение о реконструкции и возрождении театра - и в начале 1991-го уже обновлённый Эрмитажный театр принял первых зрителей.
Мы попали сюда на «Щелкунчика». Не можем утверждать, что танцевали так же хорошо, как в Мариинке, но всё вместе вкупе со световым шоу на стенах, обстановкой, антуражем, ёлками с уникальными игрушками, среди которых даже сделанная в виде Михаила Пиотровского, произвело очень сильное впечатление.
Что ещё интересно, мы впервые увидели и на сцене, и в зрительном зале представителей Китая. А объявления для зрителей делались на трёх языках - русском, английском и китайском. По всей видимости, в питерских балетных школах и в Вагановском училище учатся, в том числе, и китайцы.
Билет стоит, конечно, недёшево, но, разумеется, не столько, сколько в Большом или в Мариинке.
Стоит сказать, что подобные театры мы впоследствии увидели во дворце Державина и в Юсуповском, но на спектакли туда не попали. Впрочем, рассказ о них в других наших очерках.