С какими картами на руках Россия и США подошли к саммиту на Аляске

Источник: РБК | Дата: 1 неделя назад

15 августа в Анкоридже (Аляска) пройдет встреча президентов РФ и США В. В. Путина и Дональда Трампа. Она состоится в одном из помещений объединенной военной базы Эльмендорф—Ричардсон. Первым о саммите рассказал глава Белого дома в ночь на 9 августа в своей соцсети Truth Social. Кремль удостоверил эту информацию через 20 минут.

План переговорного дня 14 августа представил помощник президента РФ Юрий Ушаков. Все начнется в 11:30 по Анкориджу (22:30 по Москве) — президенты проведут беседу тет-а-тет с участием переводчиков. Потом пройдут переговоры делегаций, которые продолжатся за рабочим завтраком. В каждую делегацию войдут по 5 человек; с российской стороны это будут Юрий Ушаков, глава МИД Сергей Лавров, министр обороны Андрей Белоусов, министр финансов Антон Силуанов, глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), спецпредставитель по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами Кирилл Дмитриев. Состав американской делегации Ушаков объявлять не стал. По предварительным данным, в нее войдут вице-президент Джей Ди Вэнс, госсекретарь Марко Рубио, спецпосланик Стив Уиткофф и министр финансов Скотт Бессент.

Это первый визит Путина в США за последние 10 лет — в 2015-м он приезжал в Нью-Йорк, чтобы выступить на 70-й сессии Генассамблеи ООН. При этом его предыдущий саммит с Трампом прошел в 2018 году в Хельсинки. Никаких проблем в том, чтобы встретиться на Аляске, Москва не увидела. «Российская Федерация и США — близкие соседи, граничат друг с другом. И представляется вполне логичным, чтобы наша делегация просто перелетела через Берингов пролив», — сказал журналистам 9 августа Ушаков, анонсируя саммит. И подчеркнул: следующую такую встречу надо будет провести в РФ — соответствующее приглашение Трампу уже передано.

Ушаков сообщил, что главной темой саммита будет «достижение долгосрочного мирного урегулирования украинского кризиса». Говоря об Аляске, он также отметил, что в Арктике «пересекаются и экономические интересы» двух стран, «просматриваются перспективы реализации масштабных и взаимовыгодных проектов». По его словам, ожидается обмен мнениями относительно дальнейшего развития двустороннего сотрудничества, в том числе в торгово-экономической сфере — «там огромный, но не задействованный потенциал».

В целом, российская сторона очень сдержанно комментировала грядущий саммит — не давала ему оценок и не выражала ожиданий. Накануне МИД РФ отметил, что президенты обсудят «все накопившиеся вопросы» — от украинского кризиса до «препятствий на пути становления нормального функционального двустороннего диалога».

Это вписывается в подход РФ к отношениям с США при нынешней администрации. Приоритеты своего диалога Москва и Вашингтон обозначили в феврале 2025 года на первой встрече в Эр-Рияде (Саудовская Аравия): нормализовать работу своих посольств; запустить процесс по украинскому урегулированию; создать условия для более широкого сотрудничества — в первую очередь, экономического.

После переговоров в Эр-Рияде Путин назначил Кирилла Дмитриева спецпредставителем по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами. Дмитриев активно комментирует восстановление диалога в соцсетях. Как только стало известно о саммите, он призвал «мирно перейти из вчерашнего дня в завтрашний» и развивать двустороннее сотрудничество «в области охраны окружающей среды, инфраструктуры и энергетики в Арктике и за ее пределами».

Власти США также стараются не завышать ожиданий от предстоящего саммита. Невзирая на то, что президенты двух стран провели 6 телефонных звонков с момента возвращения Трампа к власти, Белый дом позиционирует встречу как контакт для «выслушивания» российской стороны. «Есть очень хороший шанс, что у нас будет вторая встреча, которая будет более продуктивной, чем первая, потому что на первой я собираюсь выяснить, где мы находимся и что делаем», — поделился своим видением Трамп 13 августа.

Он добавил, что рассчитывает организовать новейший саммит «практически сразу же» — и уже с участием президента Украины Владимира Зеленского. Однако второй встречи может и не быть, если американская делегация не получит от Путина «желаемых ответов», предупредил Трамп. Российская сторона пока не давала согласия на трехстороннюю встречу, отмечая, что сначала нужно создать необходимые для этого условия.

На встрече в Анкоридже приоритетом для Трампа станет достижение договоренности о прекращении огня между Россией и Украиной, о чем он уведомил своих европейских союзников в преддверии саммита. При этом в середине июля американский президент установил 50-дневный дедлайн для достижения перемирия, но затем значительно сократил его, назвав в качестве нового крайнего срока 8 августа и пообещав в случае игнорирования его требований ввести новейшие санкции протии Москвы и «очень жесткие тарифы» против ее внешнеторговых партнеров. После договоренности о саммите Трамп не объявлял об отмене или переносе этого дедлайна, но пообещал, что РФ будут ждать «суровые последствия», если она не согласится на приостановление огня.

Еще весной американские сенаторы подготовили законопроект, предусматривающий санкции в отношении Банка РФ, Сбербанка и Газпромбанка, а также запрет на экспорт энергоносителей из США в РФ, покупку у РФ урана, американские инвестиции в российский энергетический сектор и операции с российскими государственными долговыми обязательствами. Ключевым положением билля было введение 500-процентных вторичных пошлин за покупку российских энергоносителей. Однако он так и не был вынесен на рассмотрение сената, а в начале августа конгрессмены ушли на месячные каникулы.

6 августа Трамп в первый раз прибег к механизму вторичных тарифов за покупку российской нефти, подписав указ о введении дополнительных пошлин в размере 25% на индийский импорт (совокупная ставка таким образом составит 50%). Тарифы начнут действовать 27 августа. Трамп также пригрозил аналогичными мерами и в отношении других покупателей российского сырья, прежде всего Китая. При этом министр Бессент уточнил, что Белый дом рассматривает возможность как ужесточения антироссийских санкций, так и их смягчения. А накануне саммита Белый дома сообщил, что Трамп не хочет вводить новейшие рестрикции против РФ, и его приоритетом остается дипломатия. Кроме того, управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США разрешило проводить запрещенные санкциями операции, которые необходимы для проведения встречи двух президентов, в срок до 00:01 20 августа по восточному времени.

У Украины и ее европейских союзников встреча Путина и Трампа вызвала беспокойство. Киев и его партнеры неоднократно говорили о том, что не должно быть никаких переговоров по Украине без Украины — Киев и Брюссель должны в них участвовать.

«У Соединённых Штатов есть возможность заставить РФ вести серьезные переговоры. В любом соглашении между США и Россией должны быть учтены интересы Украины и ЕС, поскольку речь идет о безопасности Украины и всей Европы», — заявила 11 августа глава дипломатии ЕС Кая Каллас. По ее оценке, Путин хочет договориться с «большими» странами, как бывало в прошлом, но это, говорит она, «не в интересах кого-либо другого». Любые договоренности возможны только при согласии Киева, заявила Каллас, — в противном случает другие страны просто «пожмут плечами», «а это не пойдет на пользу Америке и ее авторитету».

Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте считает, что российско-американский саммит станет проверкой того, насколько серьезно Путин настроен на урегулирование. «Речь пойдет о территории. Речь, конечно же, о гарантиях безопасности, но также и об абсолютной необходимости признать, что Украина сама определяет свое будущее, что Украина должна быть суверенным государством, самостоятельно определяющим свое геополитическое будущее — разумеется, без каких-либо ограничений в численности своих вооруженных сил. А для НАТО — без каких-либо ограничений на наше присутствие на восточном фланге», — заявил Рютте в интервью ABC News 10 августа.

В преддверие саммита Украина и ее европейские союзники провели несколько встреч — ключевой стала видеоконференция 13 августа в Берлине, прошедшая с участием Трампа. После нее канцлер ФРГ Фридрих Мерц обозначил 5 пунктов, которые надо выполнить, чтобы достичь мира: Украина должна участвовать в переговорах после встречи Путина и Трампа; сначала необходимо перемирие, а затем рамочное соглашение; Киев готов обсуждать территориальные вопросы, но «юридическое признание оккупированных территорий не обсуждается»; Украине нужны гарантии безопасности; переговоры должны стать частью общей трансатлантической стратегии.

По информации Reuters, на берлинской встрече лидеры говорили в том числе и о том, чтобы организовать встречу Путина и Зеленского при участии Трампа. Украинское руководство неоднократно утверждало, что единственный способ решить конфликт — это организовать личную встречу президентов Украины и РФ. Накануне российско-американского саммита звучали предположения о том, что такие переговоры могут пройти на Аляске.

Рассуждая о возможных параметрах урегулирования украинского конфликта, Трамп заявил, что Москва и Киев могут провести «обмен землями», который будет как «хорошим», так и «плохим» для обеих сторон. По словам американского президента, российской стороне придется отказаться от части территорий, перешедших под ее контроль с февраля 2022 года. «Они захватили очень важные территории. Мы постараемся вернуть часть этих территорий Украине», — заявил он.

Однако Москва и Киев публично выступают против подобного шага. Зеленский заявил, что Украина не станет «дарить свою землю», поскольку это противоречит Конституции страны. Статус Донбасса, Запорожской и Херсонской областей как российских субъектов также закреплен в российской Конституции, а Путин еще в июне 2024 года года подчеркивал, что условием мирного урегулирования должен стать вывод ВСУ с территории этих четырех субъектов, а также признание их и Крыма в составе РФ. С тех пор позиция РФ, по его словам, не претерпела изменений.

The Economist сообщает, что за прошедшие недели США, Российская Федерация и Украина обменялись несколькими вариантами возможного урегулирования, работа над которыми велась зачастую параллельно, что привело к путанице. До последней поездки Уиткоффа в Москву этот процесс велся на ежедневной основе. Так, в одной из версий рамочного соглашения предлагалось заморозить конфликт вдоль линии соприкосновения без признания Украиной российского суверенитета над территориями в Донбассе, Запорожской и Херсонской областях. Документ предполагал отказ Украины от членства в НАТО, но сохранял возможность ее вступления в ЕС.

Находясь в Москве, Уиткофф, по данным издания, решил сместить фокус параметров сделки в плоскость экономики, предложив Путину ослабление санкций и отмену ограничений на экспорт углеводородов. В ответ российский лидер предложил прекратить огонь в случае отвода ВСУ за пределы административных границ ДНР и ЛНР, утверждает The Economist. Такую же информацию приводят The Wall Street Journal и The New York Times. Что касается Херсонской и Запорожской областей, то было предложено заморозить конфликт вдоль линии соприкосновения, утверждают собеседники изданий из Европы и Украины.

5 августа Bloomberg сообщил, что Кремль рассматривает возможность предложить Украине воздушное перемирие, предполагающее приостановление ударов ракетами и беспилотниками. Позднее The Economist подтвердил, что перед встречей на Аляске Путин предложил Трампу ограниченное перемирие на Украине — но не только в воздухе, но и на море. 13 августа советник главы офиса украинского президента Михаил Подоляк заявил в интервью Corriere della Sera, что Киев готов рассмотреть возможность перемирия с Россией в небе.

К саммиту Путина и Трампа Российская Федерация и Украина провели в Стамбуле 3 раунда прямых переговоров — последний произошёл 23 июля. Киев настаивает на прекращении огня и скорейшей встрече президентов двух стран. В Москве говорят, что сначала надо разобраться с первопричинами конфликта и что к саммиту нужно подходить с конкретными договоренностями, которые должны проработать российская и украинская делегации. На третьем раунде в Стамбуле Российская Федерация предложила создать 3 рабочие группы — по военным, политическим и гуманитарным вопросам. По словам Путина, Украина на это отреагировала позитивно. «Договорились, что мы можем вести такие переговоры без камеры, без всякого политического треска, в спокойном режиме и искать компромиссы», — сказал президент РФ накануне визита Уиткоффа в Москву.

Ход переговоров в Стамбуле Путин оценил «в целом положительно», сделав упор на обмен пленными и телами погибших военных — это ключевая практическая договоренность, которую Москва и Киев согласовали на первых двух раундах; по итогам третьего они договорились провести обмен пленными по формуле «1200 на 1200».

Источник: РБК