New York Times (США)
«Заявление [Трампа] о планах начать работать с Россией над перемирием прозвучало на фоне опасений в Украине, что господин Путин и господин Трамп установят тесные отношения, которые отодвинут Украину на второй план в любых мирных переговорах… Украинцы, похоже, оказались в ситуации, в которой у них мало рычагов влияния. Звонок между господином Путиным и господином Трампом произошел в тот же день, когда министр обороны Пит Хегсет, выступая в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, заявил, что восстановление Украиной своих границ в том виде, в каком они были до 2014 года, когда Российская Федерация аннексировала Крым, является «нереалистичной» целью».
CNN (США)
«Президент Украины Владимир Зеленский не был вовлечен [в подготовку разговора Трампа с Путиным], что является тревожным знаком для правительства в Киеве. Зеленский был в центре всего, что администрация Байдена делала в связи с войной. Трамп, конечно, позвонил Зеленскому позже в среду, но американский президент уже подогревает опасения, что он готовит решение, благоприятствующее РФ…
Бывший президент Джо Байден также не проявлял энтузиазма к вступлению Украины в НАТО, опасаясь столкновения с обладающей ядерным оружием Россией, которое может перерасти в Третью мировую войну. И то, что Трамп настаивает на том, чтобы европейские миротворцы не носили форму НАТО, многие наблюдатели сочтут столь же благоразумным шагом, чтобы не втягивать США в конфликт с Россией.
<...> Никто в США и Европе не думал, что все можно отмотать на 2014 год. И Украина не смогла отвоевать свои земли на поле боя, невзирая на миллиарды долларов западной помощи. Тем не менее, убрав эти вопросы (членство в НАТО и возвращение к границам 2014 года. — РБК) со стола переговоров, «король сделок» Трамп лишил украинцев козыря, который можно было бы использовать для получения уступок от своего старого друга Путина».
The Times (Великобритания)
90-минутный телефонный разговор президента Трампа с президентом Путиным в Москве воспринимают как доказательство того, что попытки изолировать РФ и превратить кремлевского лидера в международного изгоя провалились. <…>
В Киеве этот звонок, скорее всего, усилит опасения о том, что на мирных переговорах Трамп планирует оттеснить Украину на второй план. Однако поднять трубку, чтобы поговорить с Путиным, гораздо проще, чем закончить самую большущую войну в Европе с 1945 года. Есть вопросы насчет способности президента США остановить боевые действия, не капитулируя полностью перед требованиями Москвы.
The Economist (Великобритания)
Г-н Трамп хвастался, что может заключить сделку менее чем за 24 часа. Этого не произошло. Но он, тем не менее, движется быстро, хотя и без признаков реального плана и с большим количеством свидетельств о беспорядке в его команде. <…>
Переговоры требуют прямых контактов. Но г-н Трамп фактически начинает нормализацию отношений с Россией, не добиваясь ощутимых уступок. Действительно, пресс-секретарь г-на Путина заявил, что переговоры должны включать больше, чем приостановление боевых действий; необходимо «устранить коренные причины конфликта», что на языке Кремля означает включение Украины в сферу влияния РФ.
Süddeutsche Zeitung (Германия)
Трамп без обиняков отверг европейскую мантру о том, что судьба Украины не должна решаться без Украины и без европейцев. При нынешнем положении дел за столом переговоров, о которых объявили Трамп и Путин, будут присутствовать только 2 участника: Трамп и Путин. <…>
Фактически, возможные территориальные уступки, возможная отсрочка вступления Украины в НАТО или защищенная в военном отношении буферная зона вдоль линии фронта могли бы стать ценными козырями на переговорах о прекращении огня. Запад мог бы откупиться от РФ в обмен на уступки. Но отныне Трамп уже от него отказался, его министр обороны напрасно поставил под сомнение принцип международного права относительно неприкосновенности государственных границ и ценность документов саммита НАТО — и Путину не придется за это платить никакой цены.
Le Figaro (Франция)
Намерения США в отношении Украины раскрываются с поразительной быстротой, впрочем планы новой администрации с момента возвращения Дональда Трампа в Белый дом практически не развивались. Мы просто узнали, что от его предвыборного обещания разрешить конфликт «за двадцать 4 часа» мы перешли к сроку в сто дней. Пока президент общался с главой российского государства, его министр обороны разъяснял намерения Америки союзникам по НАТО во время встречи в штаб-квартире организации в Брюсселе.
Новейшая администрация США в первый раз обозначила красные линии своего участия в конфликте. Европейские союзники с нетерпением ждали первого визита министра обороны Пита Хегсета. Он не разочаровал ясностью своих замечаний относительно американского видения урегулирования конфликта на Украине. Его речь перед 31 министром обороны НАТО и их украинским коллегой Рустемом Умеровым поразила своей жестокостью.
Australian Broadcasting Corporation, ABC (Австралия)
«Важно, что Трамп взял на себя роль прямого посредника. Многие президенты до него делегировали взаимодействие с иностранными державами своим вице-президентам или госсекретарям до момента подписания соглашения, но не Трамп. Трамп по своей природе — переговорщик, и он явно верит, что сможет добиться приостановления войны.
Трудно сказать, как именно будет выглядеть любое мирное соглашение. Но мы знаем, чего в нем точно не будет — министр обороны США Пит Хегсет исключил некоторые ключевые требования, которые хотела Украина… Тот факт, что [Трамп] поговорил с Путиным, несомненно, хорош. Учитывая огромный ядерный арсенал РФ, диалог между президентами США и РФ — это благо. И приостановление кровопролития на Украине тоже было бы хорошо. Но долгосрочный посыл для РФ или любой другой страны, желающей захватить чужую территорию, заключается в том, что насилие может сработать.
Washington Post (США)
Звонок, который, по словам Кремля, длился практически 90 минут, проиллюстрировал углубляющийся союз между Трампом и Путиным таким образом, который, вероятно, не удовлетворит Зеленского. Предлагая первый набросок своего видения мирного соглашения, Трамп сосредоточился на условиях, которые больше всего волнуют РФ, и, похоже, исключил членство Украины в НАТО, возложив основное бремя по ее защите на Европу...
Заявления Трампа означают серьезные уступки Путину еще до официального начала переговоров. Путин давно стремится не допустить Украину в НАТО, и даже если у Трампа не было намерения принять Киев в альянс, он мог сохранить саму эту возможность в качестве разменной монеты. Путин также хотел вести переговоры о будущем Украины напрямую с американским лидером в обход Киева — и Трамп, судя по всему, пошел ему и в этом навстречу в среду».
Al Jazeera (Катар)
«Он сказал, что президент Путин открыт к идее приостановления боевых действий. Возможно, даже приостановления огня в обозримом будущем, как выразился президент Трамп. Но в этих словах очень хорошо слышен транзакционный характер того, как президент Трамп относится к любым переговорам о прекращении войны в Украине. Это связано с возвращением денег, которые, по его словам, были предоставлены Украине — $350 млрд, которые, как он утверждает, поступили от США во время войны.
Таким образом, мы видим начало этапа переговоров при посредничестве США, которые уже в значительной степени склоняются на сторону РФ... Трамп ясно дал понять, что следующий этап этого процесса будет на Мюнхенской конференции по безопасности в конце этой недели, где лидеры со всего мира соберутся, чтобы поговорить о европейской безопасности».
Politico (США)
«Длинный рассказ президента о телефонном разговоре, обнародованный в социальных сетях, ознаменовал серьезный сдвиг в позиции США по отношению к РФ, обозначив желание Трампа нормализовать отношения, невзирая на вторжение этой страны в Украину в 2022 году, и его готовность серьезно относиться к лидеру РФ в отношении его общего желания прекратить войну, которую он развязал без провокаций...
После прямых угроз в адрес Путина в первые дни пребывания в должности новейшая публичная позиция Трампа по отношению к Путину, похоже, стала тем, чего опасались сторонники Украины, — резким поворотом в американской внешней политике, фактически противоположным подходу президента Джо Байдена, который разорвал дипломатические связи с Россией и отдал приоритет тесной координации с Зеленским и союзниками по НАТО. Однако Байден, хотя он и говорил об этом не так прямо, как Хегсет во вторник, никогда не поддерживал перспективное членство Украины в НАТО.
Но если Байден говорил об обороне Украины как об экзистенциальном вопросе для всех демократий, то Трамп продолжает равнодушно говорить о характере самой борьбы. На вопрос репортеров в Овальном кабинете в среду, не являются ли заявления Хегсета уступками РФ, президент уклонился от ответа, сказав, что люди должны «сделать свой собственный вывод», основываясь на том, «как идет война».
«Страна» (Украина)
Проблем на пути к приостановлению огня немало. Но явный настрой Трампа закончить войну, позитивная реакция Путина на разговор, публичные заявления Зеленского и его команды о старте переговоров дают определенную надежду на то, что на сей раз они не сорвутся и война будет завершена. Тем более, что создаваемое всеми этим заявлениями ожидание в обществах скорого мира может само по себе стать сильным фактором, оказывающим влияние на руководство воюющих стран.
С другой стороны, время переговоров очень опасное, так как много есть сторон, заинтересованных в их срыве. <…>
Сейчас тоже много рисков. Много желающих не допустить окончание войны. Плюс пока ещё не до конца понятное влияние разговоре о мире на воюющие армии и на управляемость ими. Поэтому чем быстрее прекратится огонь, тем больше шансов, что удастся договориться о мире и ситуацию не сорвётся в эскалацию.