- Какой результат показала экономика Самарской области в минувшем году? Основные цифры, тенденции.
- Предварительные итоги социально-экономического развития региона в 2024 году были озвучены губернатором Вячеславом Андреевичем Федорищевым на внеочередном заседании Самарской губернской думы 28 декабря прошлого года. В целом они имеют позитивную динамику.
Темпы роста ключевых показателей опережают среднероссийские. Ожидаем, что в целом за год объем валового регионального продукта может превысить 3,1 триллиона рублей и увеличится в сопоставимых ценах на 4,5 процента к уровню 2023-го.
Во многом этот рост обеспечил промышленный комплекс. Объем отгрузки промпредприятий за январь-ноябрь превысил 2,7 триллиона рублей, на 31,7 процента больше, чем годом ранее. И это первый результат в Приволжском федеральном округе по темпам роста. Промышленность растет преимущественно за счет увеличения производства в обрабатывающем секторе, где с превышением прошлогоднего уровня развиваются три четверти отраслей. Положительную динамику мы фиксируем в отраслях с внутренним спросом и обеспечивающих импортозамещение.
Сейчас Самарская область производит 61,5 процента российских легковых автомобилей, около половины напольных покрытий в стране, почти 17 процентов аммиака, 15 - подшипников.
Неплохие результаты в сельском хозяйстве. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, валовой сбор зерновых культур сохранился на уровне 2,7 миллиона тонн, а по валовому сбору масличных культур получили исторический рекорд - свыше 1,3 миллиона тонн.
Несмотря на положительную динамику социально-экономического развития, остаются риски, связанные с санкционным режимом, со сложностями в логистике и международных расчетах, с привлечением заемного финансирования из-за высокой ключевой ставки Центробанка. Все это может повлиять на инвестиционную активность. Задача экономического блока, который я курирую, - минимизировать эти риски. Губернатор поставил перед нами задачу привлечь 4 триллиона инвестиций в регион в ближайшие пять лет. Будем работать в этом направлении.
- Губернатор возглавляет комиссию Госсовета по направлению "Промышленность". Какую реальную отдачу это дает нашему региону, нашим предприятиям?
- Комиссии Госсовета - это эффективный инструмент выработки решений. То, что Президент доверил председательство в комиссии Госсовета по направлению "Промышленность" Самарской области и лично Вячеславу Андреевичу, открывает для промышленности и экономики региона новые возможности.
Состав комиссии - это сильная команда профессионалов. В нее входят представители комитета Госдумы по промышленности и торговле, Союза машиностроителей, Минпромторга, губернаторы промышленных регионов, эксперты ведущих институтов развития страны.
В эту работу все активнее включаются предприятия нашего региона. В состав комиссии вошли руководители АвтоВАЗа, "КуйбышевАзота", "Акрон Холдинга". Коллеги неоднократно участвовали в обсуждении новых нацпроектов и отраслевых вопросов на заседаниях комиссии.
Совместно с АвтоВАЗом уже подготовлены предложения по поддержке автомобилестроения, по национальному проекту технологического лидерства "Промышленное обеспечение транспортной мобильности", совместно с "Акрон Холдингом" проработали ряд инициатив по поддержке ломозаготовительной отрасли.
Самарские предприятия приняли участие в выездном заседании комиссии, которое прошло в ноябре в Туле и на котором рассматривали проблемные вопросы предприятий оборонного комплекса. Все выработанные предложения уже направлены в адрес высшего руководства страны.
- Экономика Самарской области сильно дифференцирована, нет одной сферы, которая критично влияла бы на "самочувствие" региона. Какими новыми перспективными направлениями губерния может усилиться?
- Конечно, для нас в приоритете поддержка ключевых и традиционных отраслей: автомобилестроения, химии, авиационно-космического сектора, нефтепереработки и многих других. При этом активно работаем и над развитием новых, перспективных. В настоящее время формируем кластер беспилотной авиации, создаем научно-производственный центр БАС. В Самарской области представлены компетенции по всем стадиям жизненного цикла беспилотников: от разработки технологии до производства.
Регион интересен инвесторам, занимающимся фармацевтикой, производством медицинских изделий. Некоторые представители отрасли уже успешно запустили свои предприятия, в том числе на площадке особой экономической зоны "Тольятти". Еще один проект, решающий задачу импортозамещения, запустили в Волжском районе: там инвестор выпускает желатиновые капсулы для лекарств, используя только российское сырье. Это позволяет снижать зависимость отечественных фармпредприятий от зарубежных компонентов.
Еще одно перспективное направление - пищевая промышленность с глубокой переработкой сырья. В ОЭЗ работает Тольяттинский комбинат пищевых продуктов, готовится к запуску производство специального и диетического питания.
Вместе с нашими вузами, инноваторами, бизнесом развиваем такие направления, как инновационное станкостроение, роботостроение, искусственный интеллект и многие другие.
- Какие можете выделить наиболее интересные, крупные инвестиционные проекты из числа уже воплощенных? Какие на подходе?
- Самые крупные проекты воплотили наши химические предприятия. Один из ярких примеров - запуск производства 1,5 тысячи тонн гранулированного карбамида в сутки на территории опережающего развития "Тольятти". Продукт обладает высокой добавленной стоимостью и пользуется возрастающим спросом как в России, так и во всем мире.
В ОЭЗ "Тольятти" запущено производство сжиженного природного газа. Оно нацелено на межрегиональную торговлю и удовлетворение спроса на внутреннем рынке. Рассчитываем, что это будет стимулировать строительство заправочных станций, чтобы постепенно переводить личные авто и общественный транспорт на сжиженный природный газ. Это в конечном счете позволит улучшить экологическую ситуацию.
Новыми проектами занимаются и машиностроители. Компания "Пегас-Агро" выпустила первую готовую машину "ТУМАН-4" - это самоходные опрыскиватели-разбрасыватели, высокопродуктивная техника, предназначенная для внесения минеральных и жидких удобрений.
Амбициозные задачи стоят перед РКЦ "Прогресс" - команда предприятия должна разработать перспективную двухступенчатую ракету-носитель "Союз-5" среднего класса и продолжить разработки многоразовой двухступенчатой ракеты-носителя среднего класса на сжиженном природном газе РН "Амур-СПГ".
АвтоВАЗ начал производство грузопассажирского электромобиля e-Largus и представительской Lada Aura. Весной должна пойти в серию Lada Iskra. Это будет самый массовый и самый доступный российский легковой автомобиль на высокотехнологичной платформе.
Готовим к запуску производство лекарственных препаратов в ОЭЗ "Тольятти", первой очереди складского комплекса "Вайлдберриз" в Новосемейкине, производство металлообрабатывающего оборудования в индустриальном парке "Преображенка", производство авиационных средств пакетирования.
- Что нужно изменить в инвестиционной политике Самарской области, чтобы сделать регион более привлекательным для бизнеса? В чем в этом отношении мы сильнее, чем, например, соседние субъекты? Какие преференции действительно работают и подталкивают бизнес к вложениям?
- Комфортный и благоприятный инвестклимат - это в первую очередь понятные и прозрачные условия ведения инвестиционной деятельности в регионе, оптимизация процедур и сокращение сроков получения разрешительной документации, подключения к инженерным сетям, снижение издержек при подключении. Мы регулярно встречаемся с бизнесом и видим, что это одни из самых болезненных и наиболее частых вопросов. И совместно со всеми заинтересованными сторонами мы уже приступили к изменениям в этой сфере.
Продолжаем совершенствовать инвестиционное законодательство, расширять взаимодействие с федеральными структурами, институтами развития, чтобы в полной мере использовать их возможности.
Для эффективного использования высокого транзитного потенциала надо дальше развивать транспортную инфраструктуру. В регионе представлены все виды путей сообщения - железнодорожный, водный, воздушный, автомобильный. Самарская область находится на пересечении важнейших международных транспортных коридоров "Север - Юг" и "Запад - Восток". Логистические возможности у региона огромные.
Для получения обратной связи от бизнеса в 2025 году создадим единый центр обработки обращений инвесторов и предпринимателей. Это поможет нам оперативно реагировать на точечные ситуации и видеть необходимость системных изменений.
Преимуществом региона является полный спектр специализированных инвестплощадок и преференциальных режимов. Они являются лидерами в своих сегментах и продолжают активно развиваться. Все эти факторы создают благоприятные условия для развития бизнеса и делают регион конкурентоспособным по сравнению с соседними субъектами.