Больше 4 млн руб. за "копейку": в день 55-летия выпуска первых ВАЗ-2101 публикуем 5 фактов об этой модели

СОВА 11 часов назад 15
Preview
"Принимай, Родина, первый автомобиль!" Под таким лозунгом начали выпуск "единички" (именно так называли ВАЗ-2101 в начале производства). Конечно, в СССР уже выпускали несколько марок машин. Работали Ижевский автозавод, ГАЗ, Запорожский автозавод. Но все они на тот момент производили всего 200 тысяч автомобилей в год - капля в море для огромной страны. Требовалась модель, конструкция и эксплуатационные характеристики которой подходили бы для массового выпуска. В то время лучшим авто в Европе считался Fiat 124. Поэтому советский внешторг заключил соглашение на разработку легковых машин с итальянской компанией-производителем. А в качестве площадки для строительства завода из множества городов-претендентов (Минск, Киев, Саратов, Барнаул, Новосибирск и др.) Правительство страны выбрало Тольятти. Аргументов в пользу города в Куйбышевской области было несколько. Прежде всего это подходящее географическое положение и близость крупной реки (в дальнейшем оборудование поступало на завод именно по Волге). Важным оказалось наличие крупной организации – "Куйбышевгидростроя", созданного для строительства Жигулёвской ГЭС. Существенную роль сыграло и заграничное происхождение названия города. Ко времени начала строительства завода в январе 1967-го населенный пункт в средней полосе России уже 2,5 года носил имя лидера итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти. Ставрополь-на-Волге переименовали 28 августа 1964 года - через неделю после смерти политика. Итальянцы предоставили нашим инженерам проект завода (по образцу построенного в Турине) и модели автомобилей. За основу взяли машины комплектации "норма" с кузовами седан (ВАЗ-2101) и универсал (ВАЗ-2102), а также автомобиль "люкс" (ВАЗ-2103). ФАКТ № 1: прототип "единички" Fiat 124 нуждался в доработке под наши климатические и дорожные условия. Инженеры тольяттинского завода внесли более 800 технических изменений в итальянскую конструкцию, чтобы получились "Жигули", способные ездить по советским дорогам. Впрочем, акклиматизация "Фиата" оказалась полезной и для итальянцев - они получили ценные данные об эксплуатации своих машин в экстремальных условиях. Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 собрали в апреле 1970 года. Их делали ночью, в третью смену, рассказывал ранее ветеран АВТОВАЗа, участвовавший в строительстве завода Сергей Перевезенцев. И добавлял, что значимость этого события стала понятна лишь спустя время: - Это был триумф не только ВАЗа - всей страны. В создании автозавода, который был объявлен ударной всесоюзной комсомольской стройкой, участвовали тысячи людей со всего СССР, десятки проектных организаций. С выпуска "единички" наша страна стала автомобильной, а ВАЗ-2101 - народной машиной. Главный конвейер запустили в августе 1970-го. До конца года в Тольятти собрали 21,5 тыс. машин, в 1971-м - больше 170 тыс., в 1973-м - уже почти 400 тыс. На проектную мощность (660 тыс. автомобилей) завод вышел в 1974 году. Фото: Предоставлено Музеем истории АВТОВАЗа Народному автомобилю – народное название Официальное название марки "Жигули" выбрали через конкурс из сотен вариантов. Обратились к символам региона. Волга к тому моменту уже была занята Горьковским автомобильным заводом. Но в области были еще и Жигулёвские горы. Отсылкой к ним и стало название. Однако со стартом экспорта машин в 1971 году возникла проблема. Дело в том, что на иностранных языках "Жигули" звучало как жиголо. А таких ассоциаций хотелось избежать. Тогда появилось имя "Лада" в честь первого волжского транспорта - ладьи. Долгое время его использовали для продукции, поставляемой за рубеж. Но потом название прижилось и на внутреннем рынке. В 2004 году "Лада" стала единственным именем, а "ВАЗ" и "Жигули" отменили. Впрочем, в народе модели машин нарекали по-своему. Так, с момента выпуска ВАЗ-2101 тольяттинцы, а потом и жители всего Советского Союза стали называть этот автомобиль ласково по заводскому индексу - "единичка". Кто-то по-мужски говорил "ноль-первый". Именно массовый выпуск этого авто поставил на колеса многомиллионный СССР и дал мощный импульс развитию отечественного автомобилестроения. ФАКТ № 2: всем известное прозвище "копейка" приклеилось к ВАЗ-2101 спустя пару десятков лет после начала производства. В конце 1980-х годов модель перестала считаться престижной, тогда родную "единичку" все чаще стали называть "копейка". "Копейка" рубль бережет? До появления "Жигулей" машина в СССР считалась роскошью, доступной немногим. Считается, что именно создание "единички" дало шанс миллионам стать автовладельцами. При этом качество не страдало: на предприятии в первые годы работало около 500 итальянцев, которые не только помогали со сборкой, но и обучали всему тольяттинцев. Отправляли заводчан и на стажировку в Италию, чтобы народный автомобиль стал по-настоящему надежным и оправдал свое звание. Но бюджетной машину назвать было нельзя. ВАЗ-2101 стоил довольно дорого - 5 500 рублей (при средней зарплате в 120 рублей). Многим приходилось копить на "единичку" годами. ФАКТ № 3: в пересчете на современные цены за новенькую "копейку" пришлось бы отдать около 4 млн рублей! Арифметика простая: для покупки ВАЗ-2101 в начале 70-х потребовалось бы почти 46 средних зарплат. По итогам 2024 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в РФ - 87 952 рубля. А значит, сегодня для покупки подобного авто нам пришлось бы накопить 4 млн 31 тыс. рублей. Один из тогдашних работников автозавода вспоминает: - При моей зарплате в 160 рублей мне пришлось откладывать деньги несколько лет. Уже тогда начали работать спецавтоцентры, в которых продавали автомобили. На заводе была своя очередь, и профсоюз заботился о том, чтобы вазовцы могли купить машины. А когда я оказался наконец за рулём долгожданной бежевой "единички", это были незабываемые эмоции! Автомобили буквально все заполонили После выхода тольяттинского автозавода на проектную мощность (660 000 автомобилей ежегодно) каждые 22 секунды с конвейера начали сходить новенькие "Жигули". Технические характеристики сейчас выглядят скромно, но в то время были более чем достаточными: четырёхцилиндровый 1,2-литровый двигатель ВАЗ-2101 развивал 64 л. с., а с места до 100 км/ч "единичка" разгонялась за 22 секунды. Максимальная скорость модели составляла 140 км/ч. ФАКТ № 4: за все время производства в общей сложности было выпущено более 4,8 млн экземпляров "копейки" в разных модификациях. Машина стала одной из самых массовых в истории автомобилестроения. Более того, на базе "единички" создали так называемое классическое семейство автомобилей ВАЗ, которое сходило с конвейера аж до сентября 2012 года. Машина времени Фото: СОВА Ей 55, но она все еще обращает на себя внимание. Знаменитая "копейка", производство которой остановили в прошлом веке, все еще остается заветным желанием некоторых парней. Алексей Назаров, владелец восстановленного ВАЗ-2101, признается: о "Жигулях" мечтал с детства. Осуществил мечту в довольно юном возрасте - как только начал работать. Правда, экземпляр ему достался потрепанный. Чтобы навести лоск, потребовалось полтора года. Сейчас "единичка" выглядит так, будто сошла со страниц советских журналов. Молодой человек выезжает на легенде только летом и в хорошую погоду. - Собирал из новых советских запчастей, подвеска вся новая, мотор перебран, внешние элементы старался найти оригинальные. Салон тоже поменял. Проще сказать, чего не делал. Это красивая, интересная машина, полностью другая, и на контрасте с современными авто от нее испытываешь восхищение. ФАКТ № 5: около 150 000 экземпляров ВАЗ-2101 до сих пор стоят на регистрации в России. Многие "копейки" в 2025-м являются коллекционными экземплярами. Фото: СОВА
Читать продолжение в источнике: СОВА
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'