"В какой-то момент мне пришла идея"
Сергей Михайлов - самарский бизнесмен и глава многодетной семьи. У него красавица жена и пятеро деток: трое сыновей, младшему Илье 4 года, и две дочки, старшей Алине - 23. Отец думал, как укрепить отношения в большом семействе, и решил привнести в быт близких походы. И не просто прогулки на природе, а многодневные вылазки.
- Я начал увлекаться походами еще пару лет назад. И в какой-то момент мне пришла идея: а что если попробовать подняться на Эльбрус всей семьей? Сделать из этого совместное приключение. Решение пришло осенью прошлого года. Я рассказал об этом детям, они меня поддержали.
В команду Сергей позвал всех четверых старших детей, однако пойти на вершину смогли не все, у Алины случились трудности на работе, поэтому на гору отправились два старших сына Федор и Виктор, средняя дочь Галина и супруга Екатерина. Младшенький, Илья, остался ждать семью дома, вместе с родственниками.
- Я не из тех, кто ищет легкие пути - всегда тянет к чему-то большему, хочется дотянуться до звезд, в прямом и переносном смысле. Эльбрус в этом плане - идеальный вариант: в России это единственная вершина такой высоты, на которую можно подняться без серьезной альпинистской подготовки.
"Вся подготовка была уже непосредственно в горах"
Инструктора Сергей нашел через знакомого. Тот и сам достиг Эльбруса несколько лет назад.
- Когда у меня появилась эта идея, я сразу позвонил знакомому, который уже поднимался на вершину. Спросил, может ли кого-то порекомендовать - и он дал контакты своего гида. Я позвонил ему и с первой беседы почувствовал, что мы на одной волне. В итоге его команда взяла на себя всю организацию тура - от и до.
Ребята создали группу, куда вошли и еще несколько друзей семьи из Самары и Тольятти, также с детьми. Особенно не готовились. Новичкам посоветовали больше ходить и желательно по горной местности.
- Мы с супругой пару раз поднимались с Волги по Просекам. А так вся подготовка была уже непосредственно в горах. Первые два дня мы поднимались пешком на две вершины - пик Трескол, это 3100 метров, и Чегет.
"Неделя акклиматизации и тренировок"
Поездку семья запланировала на 31 июля. Подъем состоялся уже в первую неделю августа. Тур на Эльбрус занял неделю.
- Да, это была полноценная поездка с целью восхождения на Эльбрус. Мы сразу понимали, что без подготовки туда не полезешь, поэтому все спланировали заранее: с 1-е по 7-е число - неделя акклиматизации и тренировок. Нас встретили гиды, организовали проживание, питание и весь подготовительный процесс в горах. Все было грамотно выстроено - шаг за шагом. Они же потом сопровождали нас и на самом восхождении. Одна из главных целей, помимо самой вершины, - стать ближе друг к другу. Больше общения в семье, совместные усилия, поддержка.
Фото: Сергей Михайлов
Первые дни подготовки выдались достаточно легкими. В Приэльбрусье стояла солнечная погода. Родные гуляли по горам в легких кроссовках и без существенной экипировки.
Фото: Сергей Михайлов
- Мы каждый день ходили в гору. Выходили утром после завтрака, возвращались ближе к ужину. Эмоционально все держались бодро. Настроение было хорошее. У супруги, правда, перед поездкой была травма - сильно поранила ногу и только-только сняли швы. Это, конечно, волновало. Не было понятно, как нога поведет себя под нагрузкой. Пока мы ходили акклиматизационные маршруты - первые два дня, еще в кроссовках - все шло нормально. Признаков, что нога мешает, не было. Но на третий день нас уже забросили в высотный лагерь. Там начался снег и проблемы. Мы делали две вылазки вверх. И вот на последнем подъеме ботинок сильно натер в районе шва - покраснение, боль усилилась. Пришлось принять решение, что супруга на саму вершину с нами не пойдет.
Фото: Сергей Михайлов
"Часть ребят решила дальше не идти"
По итогу от восхождения на пик Эльбруса отказались три человека: Екатерина и еще двое участников группы. Во время тренировочного процесса они поняли, что физически не готовы к подъему.
- На первых двух днях, когда мы еще поднимались без снега, стало понятно, что для некоторых из нашей команды это уже довольно серьезная нагрузка. Видно было, что тяжеловато. Поэтому часть ребят решила дальше не идти. Плюс супруга, из-за травмы тоже не смогла присоединиться к восхождению. В итоге у нас осталась основная группа из восьми человек.
На восемь человек выделили трех гидов. И вот, в 2 часа ночи группа выдвинулась в путь до ратрака, который помог поднять туристов на высоту в 5 тысяч метров, откуда они и начали штурм вершины. В этот момент идти дальше отказались еще двое: отец с сыном почувствовали слабость из-за горной болезни.
- Горная болезнь там накрывает выборочно. Моему среднему сыну тоже досталось, ему 15 лет. И вот уже начав восхождение на пик он почувствовал слабость, головную боль, его начало тошнить, глаза покраснели. В общем, накрыло, развернули назад. Хотя спортивный молодой человек рвался к вершине с нами.
Но сам Федор не расстроился. Решил через 2-3 года попробовать взойти на гору вновь.
По итогу из выехавшей группы в 8 человек восхождение начали 6, а после первого подъема осталось трое. До вершины дошли только Сергей и его сын - 19-летний Виктор.
Фото: Сергей Михайлов
- За нами следовала моя дочь вместе с одним гидом. Еще двое участников нашей группы, 50-летние мужчины, поначалу бодро двигались вперед, однако вскоре столкнулись с трудностями на самом крутом участке первого этапа восхождения. Им стало нехорошо они и решили повернуть назад. Мы продолжили путь, разделившись на две небольшие группы: моя состояла из меня и моего сына, а дочь отправилась с другим гидом. Мы продолжали движение вверх, пока дочь достигла высоты примерно 5400 метров - так называемой седловины. Здесь погодные условия ухудшились: налетели облака, поднялся сильный ветер, видимость снизилась. Учитывая необходимость сохранить силы для обратного пути, дочь и ее гид приняли решение развернуться и начать спуск. Что касается экипировки, наиболее полезными элементами стали специализированные горные ботинки, ледорубы ("кошки") и профессиональная одежда. Особенно ценными оказались непромокаемая ветрозащитная одежда, теплые пуховики и уникальные элементы гардероба вроде пуховых шорт, которые надевают поверх обычных штанов. Эти шорты позволяют удобно сидеть прямо на снегу, сохраняя тепло и защищая от сильного ветра.
Группа выбрала южный маршрут, его предлагают всем туристам, кто совершает восхождение впервые. Он более пологий, хотя там и есть небольшой участок вертикальной планки, которую можно обойти.
- Мы шли поперек крутого склона - по прямой, но наклоненной поверхности. На склоне были натянуты веревки, к которым мы привязывались через карабины - вся группа шла со страховкой. Тропа оказалась вытоптанной, нам повезло.
Седьмого августа в 7:40 отец и сын были на вершине. У них получилось взойти туда до обеда, когда погода пика резко меняется.
- Ночной подъем - отдельная история. Эмоций хватает: страх, тьма, неизвестность. Днем все видно - склоны, обрывы и направление движения. Ночью остается только идти за проводником или кем-то из команды, доверяя им полностью. Думаю, именно поэтому пара наших ребят развернулась еще в начале - тяжело, темно, не знаешь, что впереди. Если бы это было днем, возможно, они пошли бы дальше. Но выбора особого нет: если начать днем, до вершины просто не успеешь. Южный маршрут на Эльбрусе довольно освоен: есть страховочные тросы, много людей вокруг. Связь держится примерно до 5400 метров, а потом уже пропадает. Если что-то случается до этого, всегда можно позвонить или написать. Да, бывали случаи, когда люди в непогоду терялись, замерзали, но это редкость по сравнению с количеством успешных восхождений. Меры безопасности серьезные. Но есть вещи, от которых не застрахуешься - например, горная болезнь. Кого и когда она накроет предсказать невозможно. Поэтому без подготовки сюда лезть нельзя: нужна тренировка, нормальная физическая форма, выносливость. Разряженный воздух и активное движение - это совсем другая нагрузка, не как внизу.
Над прекращением подъема думал и сам Сергей, как раз в тот момент, когда на высоте 5100 метров ощутил первый затяжной уклон. Мужчина задумался, что это лишь начало, а впереди вершина, до которой еще надо дойти. Если так тяжело сейчас, то что же будет дальше.
- Конечно, мысли крутились разные. Но у меня была цель, а впереди шли сын и гид - это сильно держало. Я знал истории, когда люди просто валились без сил. Потом нужно время, чтобы хоть немного "подзарядиться" кислородом, восстановиться, двинуться дальше. У меня такого не было. Да, дыхание сбивалось, но я отдышался, встал, пошел. Снова почувствовал нехватку воздуха - опять остановился, перевел дух и пошел дальше. Так, короткими рывками, я держался за ребятами.
"Сама вершина - это пятачок"
На самом пике родных ждала радость от достижения цели. Оставалось развернуть флаги и сделать фотографии, как доказательство, что семья Михайловых была на вершине. Правда, на полноценный отдых "свесив ножки" времени все-таки не хватило.
- Погода была отличная. А сама вершина - это пятачок, метра три-четыре в радиусе. Заходит туда группа из десяти человек - и начинает плечами тереться. Слева, справа скалы, а под самой вершиной только одна тропка. Поднялся, сделал фото, дернул за веревочку, оставил свой номер в журнале - там стоит счетчик восходителей. У нас на табло было 112 367. Пока первая группа спустилась, мы успели пофоткаться, а уже за нами поднималась следующая. Я скинул рюкзак и палки, чтобы сфотографироваться. Когда стал собираться, одна палка соскользнула и улетела за край. Парень рядом сказал: "Да она недалеко упала". Спустился - там метра три-четыре вниз, палка стоит у скалы. Но путь к ней - под уклон. Потихоньку сошел с тропы, прошел метра четыре, забрал палку и вернулся. Дыхание сбилось. Любое лишнее движение на высоте отнимает силы. Нас этому как раз и учили - идти медленно, спокойно, экономя силы. В горах нужно быть как старый дед: никуда не торопиться, не дергаться и не переживать по пустякам.
Девятнадцатилетний сын Сергея, Виктор, также оказался в восторге от достижения вершины, своего подвига. По словам отца, парню помогла именно семейная сплоченность.
"Не жалеть средств"
Но без проблем не обошлось. Сергею восхождение далось особенно тяжело из-за неудобной обуви. В первые два дня, когда семья гуляла по вершинам и готовилась к восхождению, мужчина натер ногу. У него появились мозоли, заглушить боль от которых не помог даже гидрогелевый пластырь. Конечно, с четырехчасовым восхождением на пик Сергей справился, однако признается, что, если бы их группа поднималась пешком с лагеря пониже, вряд ли он смог бы дойти наверх.
Что касается необходимой подготовки, семья оформила медицинскую страхову с обеспечением регистрации группы в МЧС и возможностью эвакуации вертолетом, ведь на высоту выше 5 километров ратраки не заходят, как и любой другой транспорт, в том числе снегоходы. Если на вершине что-то случиться, то спустить пострадавшего получится либо "на руках", либо воздушным транспортом
- В такой поход я бы советовал готовиться заранее. Физически и по снаряжению - не жалеть средств. Благо многое можно взять в прокат, потому что хорошее оборудование стоит недешево. Пуховики, куртки, штаны - все лучше брать профессиональное. Второй момент - погода. Планировать путешествие нужно так, чтобы попасть в максимально комфортный сезон, особенно если это ваше первое серьезное восхождение. Нам, например, повезло: мы шли 7-го числа. Просто быстро адаптировались внизу и решили подняться раньше. В итоге - отличная погода, а когда мы уже спустились в долину, пошел дождь. Наверху в это время была пурга, и группы, которые вышли тогда, вообще не смогли подняться.
Кроме того, Сергей советует не пользоваться ратраком и идти самостоятельно. Туристы столкнулись с недостаточным инструктажем и потеряли энергию в попытке удержаться на скамейках.
- Подъем там крутой: если лежишь спиной на скамейке - удобно, а вот сидя тебя просто скатывает вниз. Поэтому обязательно нужно пристегиваться карабинами и веревками, чтобы не снесло. Тут главное - сразу устранять все, что отнимает силы. Чувствуешь, что положение неудобное - меняй. Пристегнись, сядь на пол, сделай что угодно, лишь бы не тратить энергию впустую. В горах это вообще ключевой момент - экономить силы. Идти размеренно, в своем темпе, не подстраиваясь под чужой ритм. Пока есть силы - двигайся вперед. Не нужно слишком думать о том, что будет на обратном пути. Вот, например, моя дочка, ей 21, могла дойти до вершины, но решила поберечь силы на спуск - и развернулась. А ведь часто, как только доходишь до вершины, появляется вторая волна энергии. Эмоции поднимают, и ты находишь силы вернуться. Поэтому мое мнение простое: если можешь идти - иди. Не можешь - разворачивайся, отдыхай, восстанавливайся. Но пока есть ресурс, даже если шаги маленькие и медленные, продолжай. В горах никто не бежит - каждый идет в своем ритме. Кто-то черепашьим шагом, кто-то быстрее, но главное - не останавливаться, пока цель впереди.
"Готовьте еще от 20 до 25 тысяч за подъем и спуск"
Что касается стоимости такого восхождения, то тут все зависит от того, как будет организована ваша группа: туроператором или в частном порядком. Если вы берете полноценный тур, то он будет стоить около 80 тысяч рублей на человека. С питанием и проживанием "не в палатках" - около 100 тысяч на 8-9 дней. Частный же тур ребятам смогли организовать за 55 тысяч. Плюс оборудование для подъема в 15-20 тысяч рублей оплачивалось отдельно. Например, штормовая куртка будет стоить 500 рублей в день, и если умножить на неделю, получится около 3-х тысяч рублей. И так с каждой отдельной вещью.
- Пять вещей взяли - вот вам уже "пятнашка". Ботинки, например. Профессиональные стоят от 1,5 до 2 тысяч рублей в день. На три дня - уже около шести тысяч. А купить такие - это вообще 50–60 тысяч. Если нет опыта и хотите к вершине подняться на ратраке - готовьте еще от 20 до 25 тысяч за подъем и спуск. Утренний или ночной подъем стоит в среднем 13-15 тысяч, дневной спуск - 7–8 тысяч. Иногда чуть дешевле, если повезет с водителем, но бывает и наоборот. Мы, например, отдавали двадцать: 13 за ночной подъем и 7 за спуск. В итоге у нас на поездку на человека вышло около ста тысяч - вместе со снаряжением, подъемом, спуском и всеми расходами. И это без дороги. Кто летит на самолете - платит одно, кто едет на машине - другое.