Капсула времени
Есть в Самаре одна капсула времени, до сих пор не извлеченная из земли. Ей 137 лет. Она находится в самом центре областной столицы. 8 июля 1888 года на Алексеевской площади (сейчас - площадь Революции) провели церемонию закладки монумента, посвященного императору Александру II. Секретарь городской управы Коновалов зачитал отпечатанный на пергаменте акт о сооружении памятника. Затем документ вложили в стеклянный цилиндр и поместили в цинковый ящик, купленный у купца Дочара. Закопали капсулу под одной из угловых плит пьедестала.
А начиналось все в марте 1881 года. После гибели в Санкт-Петербурге императора Александра II на экстренное заседание собралась Самарская городская дума. На повестке стоял один вопрос - как увековечить память царя-освободителя. По инициативе Леонида Ященко гласные постановили возвести в Самаре памятник "в бозе почившему" императору. В проникновенной речи Ященко сказал: "Попытаемся возвыситься над временем и перенестись в XX, в XXI столетия и очами того, будущего, взглянем на траурные мартовские дни и четверть столетия, предшествовавшую им, и пред нами предстанет величественный образ царя-реформатора в ореоле мученической смерти".
Установить памятник решили в центре Алексеевской площади. Дума для начала ассигновала 10 тыс. рублей, испросила высочайшего соизволения на открытие в Самарской губернии подписки на сооружение монумента, избрала специальную комиссию для разработки проекта. В нее вошли Алабин, Ященко, Дунаев, Константинов, Субботин и Смирнитский.
Из Московского Кремля в Самару
Не только жители Самары желали установить памятник царю-освободителю. Московские власти в 1883 году провели конкурс на лучший монумент Александру II для Кремля. Победил проект академика Шервуда. Скульптура императора располагалась на восьмиугольном пьедестале, имевшем форму, несколько похожую на колокол, а по углам на тумбах размещались группы фигур.
Строительство в Кремле затягивалось, и Шервуд предложил проект самарской управе. Комиссия решила подписать с академиком контракт, взяв его конкурсный проект за основу.
Городская дума, признавая эскиз весьма удачным, попросила внести некоторые изменения. Заменить аллегорические фигуры "Веры", "Мудрости", "Мужества" и "Любви" по углам постамента на другие, отражающие свершения царя - отмена крепостного права, освобождение славянских племен, покорение Кавказа, завоевание Средней Азии. На том же заседании гласные высказали желание установить памятник не на Алексеевской площади, а перед строящимся кафедральным собором.
С изменением фигур Шервуд согласился и предложил изготовить скульптуры крестьянина, черкеса, болгарки и азиатки, но настоял на прежней локации.
Самарская дума тщательно выбирала подрядчиков, анализировала стоимость подобных работ. Например, комиссия выяснила в московской управе, что памятник Пушкину обошелся в 83 645 рублей, из них скульптору Опекушину заплатили 22 тыс.
К 1886 году на самарский памятник по подписке собрали более 40 тыс. рублей. 28 октября дума окончательно утвердила присланные Шервудом эскизы.
Гранит, металл и технический прогресс
Осталось найти исполнителей, способных качественно изготовить пьедестал, отлить из металла скульптуры, надписи и декор.
С материалом для постамента определились быстро - красный финляндский гранит подходил по долговечности и красоте. Из нескольких претендентов выбрали фирму Алексея Захарова, которая исполняла мраморные работы в Храме Христа Спасителя в Москве.
За работу с металлом конкурировали санкт-петербургская фабрика Морана и московское товарищество Постникова.
Адольф Моран предложил на выбор отлить скульптуры и декор из бронзы, цинка или чугуна. В качестве образцов в Самару прислали цинковый бюст Достоевского и чугунный - Пушкина. К тому же фабрика имела опыт изготовления памятников Петру Великому в Воронеже, Павлу I в Гатчине и Александру II в Петрозаводске. Несмотря на явные преимущества Питера, заказ благодаря протекции Шервуда получили москвичи.
Самарский городской голова Петр Алабин фактически взял на себя полное руководство процессом. Решение объединить в одном городе производство и постамента, и скульптур пошло на пользу делу. К тому же мастерская Шервуда тоже находилась в Москве.
Чтобы заключить контракты с подрядчиками, требовалось высочайшее одобрение проекта монархом. На подпись полагалось подать две копии эскиза. Это у самарской управы вызвало технические трудности, которые ныне кажутся странными. Проект Шервуда существовал в одном экземпляре, а фотокопия оказалась мелкой и низкого качества.
На помощь городским властям пришел самарский фотограф Васильев. В декабре 1886 года ему заказали три снимка и рисунок с эскиза монумента. Не обошлось без скандала. В областном архиве сохранилось письмо: "Фотографу Васильеву. До сведенья управы дошло, что Вы продаете снимки памятника императору Александру II в Самаре. Городская управа покорно просит Вас, милостивый государь, воздержаться от таковой продажи без разрешения управы, так как рисунок этот есть собственность городской думы и при том в продажу пущен быть не может, как еще не получивший одобрения высочайшей воли".
16 апреля 1887 года проект был высочайше утвержден.
Строительство
Памятник планировали открыть в августе 1888 года, но сроки сместились. В 1887-м заложили фундамент, который должен был "перезимовать" для набора прочности. Для основы постамента купили 17 тыс. кирпичей завода Летягина.
Первой Шервуд слепил фигуру крестьянина. После того, как представитель Самарской думы принял глиняную модель, с нее сделали гипсовую копию и отправили на фабрику Постникова для отливки в бронзе.
Второй стала центральная статуя императора, ее модель скульптору пришлось корректировать по требованию Алабина. В проектном варианте на шее царя-освободителя висел Георгиевский крест, на готовом памятнике самодержец был уже без него.
Шервуд писал Алабину по этому поводу: "О Георгиевском кресте мне передавал Генерал-адъютант в присутствии нескольких генералов следующим образом: покойному Государю этот орден был поднесен великим князем Николаем Николаевичем, и Он носил его не по форме, сверху Прусского ордена, который виден был из-под Георгиевского креста наполовину. Дальше по этому вопросу я ничего не могу сказать, и моею обязанностью было исполнить Ваше желание снять орден, что уже исполнено".
Фигуры крестьянина и императора на заводе принимал сам Алабин и остался доволен. В 1888 году в Самару кроме этих двух скульптур доставили болгарку.
Из-за задержки с пьедесталом открытие перенесли на следующий год, а отлитые фигуры черкеса и азиатки с разрешения самарских властей выставили на всеобщее обозрение в Москве в заведении Постникова.
В 1889 году работы были закончены. Скульптура императора смотрела в сторону Волги по улице Заводской (сейчас - Венцека), в нижней части постамента был устроен фонтан.
В сквере у памятника установили четыре канделябра по пять светильников каждый. Изготовление фонарей и подвод воды к фонтану взял на себя московский механический завод братьев Бромлей.
Всего на устройство памятника израсходовали 76 450 рублей. Из них 41 948 собрали по подписке, остальное добавили из городской казны. Шервуду за составление проекта и надзор за его воплощением заплатили 25 тыс.
Хлеба и зрелищ
30 августа 1889 года магазины и лавки в Самаре были закрыты, не работали предприятия и учебные заведения, город праздновал открытие монумента. Церемония началась в полдень после торжественной службы и крестного хода.
Алексеевскую площадь украсили флагами, цветами. Вокруг монумента выстроились воспитанники учебных заведений. Шесть десятков венков от различных заведений украшали постамент. На трибуне расположились официальные лица, почетные граждане и духовенство. Попасть в сквер на площади можно было только по приглашениям.
Хор запел "Вечную память", покрывающее монумент полотно спало, войска прошли вокруг сквера церемониальным маршем. На площади началось угощение нижних чинов. Для этого город купил 72 килограмма яблок, 32 килограмма вареной колбасы и 16 килограммов сыра. Солдатам, участвовавшим в параде, поднесли 3 тыс. папирос, по пять ведер водки и пива.
Около 3 часов пополудни в зале Коммерческого клуба состоялось застолье на 300 персон.
Вечером город сиял иллюминацией, а монумент освещали бенгальские огни. До глубокой ночи толпа окружала памятник, самарцы любовались новым украшением города.
14 апреля 1918 года Совет Народных Комиссаров принял декрет "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг". 17 октября комендант Самары Седякин поручил совету народного хозяйства снять памятник с постамента, а в 1927 году на сохранившийся пьедестал установили скульптуру Ленина. Но это уже совсем другой "Исторический момент".