В Самаре более 1 700 улиц и переулков, проспектов и шоссе, спусков и просек, бульваров и аллей, проездов и тупиков, две магистрали, один тракт и 23 площади. Все это элементы улично-дорожной сети. Их названия записаны на страничке "Место жительства" у нас в паспортах. Почему именно такое имя носит улица, на которой мы живем? Как она называлась раньше?
Наука о географических названиях, в том числе и внутригородских объектов, - топонимика. Попробуем разобраться, что ей известно о самарских улицах и площадях.
Преданья старины глубокой
Первый "геометрический план" Самара получила в 1782 году. Город тогда не выходил за пределы нынешних улиц Ленинградской и Степана Разина. Кварталов просто не было, постройки без всякого порядка громоздились вокруг остатков земляной крепости и по берегам Волги и Самары. С началом упорядоченной застройки появились первые улицы, которые нужно было как-то именовать, чтобы объяснить, где находится тот или иной дом.
Современный человек привык, что названия строго регламентированы муниципальными реестрами и Федеральной информационной адресной системой (ФИАС). Ошибка в их написании при оформлении документов может стать большой проблемой. Но такая скрупулезность в этом вопросе была не всегда. Раньше названия площадям и улицам давали сами жители, исходя из расположения, рельефа или приметных мест на ней, окраинные часто именовали Полевыми, а идущие вдоль рек - Набережными. Когда в городе строили церкви, ведущие к ним улицы, как правило, получали имена храмов. С развитием Самары появлялись Москательные, на которых торговали клеем, олифой, красками и другой бытовой химией, Панские с магазинами фабричных товаров, Хлебные и Сенные. Улицы, которые продолжались дорогами, ведущими в соседние города, называли Оренбургскими, Саратовскими, Уральскими.
Названия менялись, причем довольно часто. Например, Ленинградская до переименований советских времен была Петроградской, Панской, Дворянской, Москательной, Хлебной, Казачьей, Сенной и Проломной. Нынешняя Куйбышева именовалась Дворянской, Хлебной и Казачьей. Панской улицей называли не только современную Ленинградскую, но и Некрасовскую и Красноармейскую. Как писал Евгений Суровиков в справочнике "Улицы Самары" (6+), в разные годы было пять Пробойных, три Сенные и Нагорные, две Москательные и Предтеченские.
По поводу появления некоторых топонимов краеведы до сих пор не пришли к единому мнению. Существует несколько версий происхождения названий Пробойных и Проломных улиц в Самаре.
Русла Волги и реки Самары в начале XIX века проходили не там, где сейчас. Если бы в 1804 году вы решили спуститься по улицам, где сейчас проходят Комсомольская, Крупской и Кутякова, то попали бы не на берег Волги, а вышли бы на так называемую Самарскую перебойку, протоку, которая в те годы пересекала Стрелку, превращая ее в остров. Возможно, из-за перебоины выходящие на нее улицы называли Пробойными. Но не исключено, что названия возникли из-за оврагов, которые во множестве пересекали спуски к реке.
В Казани и некоторых других городах считают, что их Проломные улицы появились на месте проломов в крепостных стенах. В Самаре деревянная крепость сгорела в 1703 году, задолго до появления улиц, так что версия с проломом в стене маловероятная. По одной из гипотез, Проломными и Пробойными называли перпендикулярные Волге улицы, которые в XVIII веке приходилось прокладывать, буквально проламываясь сквозь существующую застройку. По другой, названия дали из-за пролома в оборонительном валу.
В XIX-XX веках в газетных публикациях улицы, по которым в Самаре перевозили грузы ломовыми извозчиками, иногда называли Проломными. Это, на наш взгляд, наиболее правдоподобный вариант возникновения названия Проломных улиц в нашем городе.
Названия до конца XIX века менялись не по распоряжению начальства, а самими горожанами, которые именовали улицы так, как им было удобно. Составляя свою краеведческую картотеку, Константин Головкин восстанавливал былые названия по воспоминаниям старожилов и по нотариальным записям купли-продажи домов и усадеб.
Ни бог, ни царь и не герой…
Города и улицы испокон веков называли в честь властителей и святых: древняя Александрия и Санкт-Петербург, Екатеринослав и Николаевск. Были топонимы с именами попроще, но они, как правило, давались по причине владения, а вовсе не из-за желания увековечить человека. Струковский сад и Постников овраг до сих пор напоминают о бывших хозяевах этих мест.
Некоторые названия на карте города до того поменяли свой смысл, что при проезде, к примеру, через Сорокины Хутора даже в голову не приходит, что название это никакого отношения не имеет к белобокой птице, а на карте Самарского уезда 1912 года место значилось как хутор Сорокина.
Сады поручика Ивана Среднева, в которых он в конце XIX века открыл кумысолечебное заведение, после революции стали Средними садами, а улице, идущей в их направлении, дали название Средне-Садовой.
В 1899 году, накануне празднования столетия со дня рождения Пушкина, гласные Самарской думы решили на пустыре за Городским театром разбить сквер, назвав его именем поэта. Так постепенно, не отменяя "народную" топонимию, к началу ХХ века бюрократическая система Российской империи взяла на себя инициативу по изменению названий улиц, площадей и скверов.
В 1907 году в Самаре учредили адресный стол, что способствовало наведению порядка в этой сфере.
Толстовские трения
В 1908 году, когда вся прогрессивная Россия отмечала 80-летие Льва Толстого, гласные Самарской думы проявили небывалую инициативу. Несмотря на то что за несколько дней до юбилея в прессе появилось обращение Святейшего Синода с просьбой "воздержаться от участия в чествовании", а в ряде губерний празднования были запрещены администрацией, в Самаре переименовали Москательную в улицу Льва Толстого, причем сделали это еще при жизни писателя.
Сейчас в России более 440 улиц Льва Толстого, а тогда, 117 лет назад, самарская Москательная стала первой улицей в мире, получившей имя великого писателя.
С именем классика связан и топонимический скандал, разразившийся в нашем городе. После смерти Толстого в 1910 году Самарская дума решила пойти дальше и переименовать Вокзальную площадь в площадь графа Льва Николаевича Толстого, установив на ней бюст писателя. Однако планам не суждено было сбыться.
Дело в том, что еще в 1904-м после визита Николая II в Самару постановили переименовать Вокзальную площадь в Николаевскую. Но из-за событий 1905 года об этом "благополучно" забыли. Только в 1910 году, когда самарцы захотели почтить память Толстого, вспомнили о прежнем решении. Местный отдел "Союза русского народа" активно настаивал на переименовании площади в честь императора. После долгих согласований 6 февраля 1912 года самодержец дал свое высочайшее разрешение на присвоение площади названия Николаевская.
Параллельно обсуждался вопрос о строительстве каменной часовни. Городской архитектор Вернер подготовил семь эскизов и смету, но из-за нехватки средств в казне проект так и не был реализован. Переписка по поводу строительства часовни продолжалась до 1914 года, пока начало войны не отложило все эти планы.
Попытка самарцев вторично увековечить имя Толстого привела к появлению в городе площади имени императора Николая II, хотя в повседневной жизни, как и прежде, чаще говорили "Привокзальная". Да и сейчас ее часто так называют, несмотря на то что площадь официально Комсомольская.
Переименование улицы Москательной в Льва Толстого стало ящиком Пандоры для Самары. В июле 1908 года умер миллионер, коммерции советник, общественный деятель и благотворитель Антон Шихобалов. В следующем году его именем назвали улицу Сокольничью (сейчас Ленинская).
В сентября 1915 года скончался Михаил Челышов - член Государственной думы от Самарской губернии, бывший городской голова, выдающийся деятель трезвенного движения в России. В том же году Саратовскую переименовали в Челышовскую (сейчас улица Фрунзе).
Улицы, названные в честь людей, перестали быть редкостью. Недалеко от Самары заложили поселок железнодорожников - Зубчаниновку (в честь одного из его основателей Евгения Зубчанинова). В 1910-м построили первые 50 домов, а почти всем улицам стали давать имена поэтов и писателей.
Окончание читайте в номере "Волжской коммуны" 23 мая 2025 года