Как создавалась выставка "Судьба одна на всех. Защитникам Отечества посвящается", рассказал куратор проекта

СОВА 10 часов назад 26
Preview
Больше 200 произведений живописи, графики, скульптуры дополнены письмами, фотографиями, стихами, личными вещами героев выставки. Документальные свидетельства, живописные шедевры и артефакты эпохи, размещенные в оригинальной застройке, создают мощнейшее эмоциональное воздействие на зрителя. О том, как создавалась выставка, рассказала куратор проекта, заведующая отделом экспозиций и выставок Музея Победы Нина Забаровская. - Как родилась ваша концепция выставки? - Это был коллективный труд, и нам хотелось показать войну именно через судьбы художников. Потому что война была "понятной" для военного человека, а для художника, человека творческого сразу возникали вопросы. Я изучала мемуары художников, и почти все они пишут в начале войны: А что же мы? Чем мы можем помочь? Вот мы такие все тонкие, в искусстве, мы видим красоту природы, знаем законы композиции, а тут война. Один из художников написал, что такая судьба выпала нам всем. И я поняла, что вот оно - название выставки: "Судьба одна на всех". Судьба у всех сложилась по-разному, но все они как могли сразу же приняли ее. Они ведь не боялись смерти, они записывались в добровольцы, шли на фронт, откладывая все свои творческие планы, шли сражаться за Родину. Хорошо, что многие оставили свои дневники. Николай Ипполитович Обрыньба как раз заканчивает пятый курс в Москве. Он и его друзья, несколько художников, идут записываться в добровольцы, их не берут. После нескольких попыток он все-таки попадает на фронт. Его определяют в санитары, и, три месяца поработав на передовой, он попадает в плен. В лагере для военнопленных его также определяют санитаром. Потом он начинает рисовать, все немецкие офицеры просят его нарисовать портрет, и на этой волне к нему как-то менее строго относятся. А художнику только этого и надо - вместе с товарищами они сбегают из лагеря, долго идут по Белоруссии и попадают к партизанам. Он служит в партизанском отряде до 1944 года, а потом оказывается прикомандированным в студию Грекова. Снова едет на фронт, уже как художник. - Фантастическая судьба! Удивительно, как люди находили в себе эти невероятные силы - превозмочь, победить. При этом - люди вроде бы совершенно обыкновенные, такие же, как мы. Вы не боитесь, что этот эмоциональный заряд слишком силен для нашего современного зрителя? - Нисколько не боюсь! Потому что я специально делала ставку на художников, которые были очевидцами этих событий. В основном это фронтовые художники, плюс мы взяли небольшую часть переживших войну, например, в детском возрасте. И когда ты смотришь на их работы, то сразу понимаешь - это пережитое. Нельзя нарисовать, написать вот так, если ты это не прожил. Тут у каждой картины - своя история. Например, есть такая у вас картина в фондах. Можно сказать, что с нее все и началось. 10 лет назад я делала большую выставку, которая ездила по всей Европе, и там была работа Станислава Федорова. Я не знала, что он самарский, и не знала, что эта картина у вас, она меня просто останавливала. И всякий раз, когда я листала свой каталог 10-летней давности, он все время на этой странице открывался. На картине - солдат, присел отдохнуть, он уже в Берлине, но в таких думах и с такой тяжестью на лице, что вроде бы война-то - позади, а светлого будущего на этой картине нет. Там все в серых тонах, все в раздумьях мрачных, и хочется понять, о чем он думает. И есть ли у него кто-то живой и куда ему идти? Я всегда была уверена, что художник пережил эту войну. И потом просто листаю фонды ваши и понимаю, что эта картина находится в Самарском областном художественном музее. Дальше читаю, что художник самарский. Приезжаю сюда, к Алле Леонидовне Шахматовой, у нас начинается первое обсуждение по работам. И она мне говорит, что Федоров вроде бы не воевал… Он был во время боев в Сталинграде, его потеряли, а ему было всего семь лет. Потом его отдали в детский дом, и только после войны его нашла семья. Если посчитать со скульпторами и графиками, на выставке представлено почти 100 художников. Конечно, большая часть предоставлена Музеем Победы - 143 предмета, плюс я привезла работы из частных коллекций, из семей. Но это, конечно, совместный проект, и роль самарского музея, его коллекции очень велика. Мы делаем ставку на то, что Москва и Куйбышев - две военных столицы. Ваш город был запасной столицей важнейший период нашей истории, и мы показываем, что культурная жизнь, которая протекала здесь, была не менее важна. - То есть для вас появление этой кураторской концепции было естественным? - Я думаю, что тут выдумывать не нужно, тут надо передать то, чем жили художники, прочувствовать их судьбу. Это придает особую силу выставке. Я лучше поняла дух этих людей. Пережила его. И теперь, когда я рассматриваю работы, я по-другому на них смотрю. И людей часто спрашиваю: а вы вот что видите? И когда сходятся наши мысли, я понимаю, что правильно воспринимается все нами сделанное в этом проекте. Была идея как-то включить Константина Рокоссовского в нашу выставку. И как-то я читала разные мемуары и вдруг узнаю, что в фондах Самарского художественного музея есть портрет Рокоссовского 1945 года! Прекрасный автор, Исаак Цыбульник. Я начала изучать информацию о нем, а Цыбульник пишет про Самару! Точнее про Куйбышев. И еще до войны, когда он учился в Киевском художественном институте, свою дипломную работу, посвященную "Песне о буревестнике», он приехал делать сюда. А потом уже во время войны он бежал из-под оккупации снова сюда, в Куйбышев. Здесь он остался, а в 44-м году отправился в армию как фронтовой художник. И он один из немногих был допущен к Рокоссовскому в землянку. Он ему специально не позировал, но наброски делались именно с натуры. И тут я понимаю, что эти наброски как раз хранятся в фондах Музея Победы. Вот так это все соединялось, постоянно шел диалог. Кстати, Цыбульник принял решение вернуться в Куйбышев, и потом он здесь всю жизнь прожил. - И не просто прожил! Он же один из создателей нашей художественной школы, потому что он был очень высокого уровня художником, с прекрасным образованием. И на самарское-куйбышевское искусство он очень повлиял. Поэтому Цыбульник для нас очень важная фигура. Спасибо, что возвращаете нам славные имена. - У нас уникальный проект. Это единственный проект к 80-летию Победы, который построен именно на очевидцах, участниках событий. Мы показываем войну через судьбу художника, который пережил это все и прочувствовал. И когда мы собрали проект, то поняли, что, наверное, мало показать его только в Самаре. Сейчас есть план показать выставку осенью в Санкт-Петербургском Манеже. И я думаю, что проект будет иметь продолжение.
Читать продолжение в источнике: СОВА
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'