"Тыл", наверное, самая масштабная за 80 лет попытка воссоздать один день из жизни Куйбышева времен Великой Отечественной. Тут не будет истории об эвакуированных посольствах и только вскользь упомянут Большой театр (в разделе "Краткие минуты досуга"). Герой этой выставки - несовершеннолетний рабочий, и передвигается он между старым центром и Безымянкой.
Экспозиция воссоздает один день из осени 1942-го. Встречает зрителей инсталляция в виде коммуналки. Мы оказываемся в уплотненной квартире, из которой кто-то ушел на фронт, кто-то, наоборот, приехал в эвакуацию и недавно заселился. В кухонном пространстве матрасик лежит даже за дверью кладовки - обживать приходилось и не приспособленные для этого места.
У входа пять звонков, по числу комнат, и шестой - с надписью "Теперь здесь тоже живут". Уплотнение, начавшееся в 1941-м с эвакуацией в Куйбышев из Москвы и других городов, предписывало оставлять на человека пять квадратных метров. Но в реальности часто не было даже этого. По словам куратора выставки Рудольфа Голубева, на 10 "квадратах" могла жить немаленькая семья.
Наш герой, впрочем, в неплохих условиях. Комната, в которой он просыпается ранним ноябрьским утром 1942-го, прилично обставлена. Здесь и половички, и сундук, и платяной шкаф с комодом, и кровать с белым постельным бельем. В ящике - продуктовые талоны под стопкой полотенец. Но не нужно воспринимать эту выставку как попытку сделать буквальную реконструкцию. Пространство состоит из метафор и призвано передать ощущение и воссоздать атмосферу. Театрального в нем не меньше, чем исторического.
Например, комната эвакуированной семьи представляет собой подвешенные в воздухе чемоданы и коробки. В "комнате старорежимного интеллигента" - только книжный шкаф с томами на иностранных языках и образ Серафима Саровского на стене. В пространстве, названном "Раньше здесь жила большая семья", стоят пять стульев, но на круглом столе с кружевной скатертью осталось только три миски. Между комнатами - занавески, а не стены, что тоже во многом соответствует исторической реальности.
Из дома подросток выходит на затемненную улицу. Свет на выставке вообще не такой яркий, к какому мы привыкли в сегодняшних музеях. Освещение тоже работает на создание образа тыла 1940-х.
Теперь задача героя - добраться до завода. Это было настолько непросто, что иногда после смены рабочие оставались ночевать просто на своем месте. Такой уголок с матрасом можно увидеть в одном из разделов. Макет трамвая, на котором отправляется в путь подросток, напоминает о маршруте № 3, запущенном в ноябре 1941 года. Он ходил от Линдовского рынка до Безымянки. Добирались до заводов и по железной дороге, и даже пешком.
После улицы с репродуктором и плакатами из "Окон ТАСС" мы вместе с героем оказываемся в узкой проходной завода. Одна из витрин посвящена питанию в военное время. На стене - таблица с нормами продуктов на месяц для служащих, рабочих, инженеров. Она объясняет одну из причин, по которой подросток мог идти на завод раньше положенных трудовой мобилизацией 16 лет. Рабочим полагалось больше хлеба, мяса и круп, чем "иждивенцам". В этом же разделе - чучело речного окуня и банка лендлизовской тушенки, дополнительные источники питания.
Следующий просторный зал рассказывает о заводах и о том, что рабочий Куйбышев давал фронту. Знаменитых штурмовиков Ил-2 выпустили больше 25 тыс. Их собирали на серии организованных в городе производств. На стене с мультимедиа - простреленный винт с настоящего Ил-2. В витринах есть и деталь от шасси с того самолета, который стоит на постаменте на Московском шоссе.
В разделе "Краткие минуты досуга" - афиши концертов, детские игрушки, история футбольной команды "Крылья Советов", отчет о концертах джаз-бэнда при заводе имени Ворошилова.
Заканчивается выставка просторным мультимедиа-залом "Сны о Победе". Вместе с героем, который вернулся ночевать домой, мы видим кадры хроники, дающие надежду.
При желании экспозицию можно обежать быстро, но лучше "зависнуть" подольше. Особенно если вам интересна частная история. Почти во всех разделах есть наушники, в которых звучат воспоминания очевидцев тех лет. Записи предоставлены музеем истории авиационного завода. Эвакуированные рассказывают, в каких холодных бараках приходилось жить и каково это, отвечать на претензии "А вы почему не на фронте?". Коренные куйбышевцы вспоминают, как уходили на передовую и не возвращались их родные - лучшие выпускники школ с блестящим будущим. Много историй о заботе и человечности. Например, о том, как дети занимали очередь в магазине для тех, кому пришла похоронка. Как у женщины с детьми украли продуктовые карточки, что грозило голодной смертью, и семью месяц кормили всем двором.
В подготовке выставки вместе с командой музея имени Алабина участвовали самарские архивы, музеи заводов "Авиаагрегат", "Авиакор-авиационный завод" и других предприятий, технический лицей, музей наземного городского электрического транспорта и другие институции. Посетить экспозицию можно до 9 ноября.