Нейропсихолог Анастасия Петрова рассказала sovainfo.ru, что если ребенок учится без внутренней мотивации, то это может отразиться на его развитии и психологическом состоянии.
Первопричины такого поведения
По словам нейропсихолога и специалиста по развитию детского мозга, ребенку может легко даваться школьная программа благодаря природным способностям и отличной памяти. Он быстро схватывает материал, но при этом ему не нужно прилагать усилия или вникать в суть. Мозг не получает необходимой нагрузки, что тормозит дальнейшее развитие.
Бывают и случаи, когда внешняя мотивация преобладает над внутренней. Школьник учится ради похвалы родителей, хороших оценок, подарков или просто чтобы "не расстраивать" взрослых. Он не видит личного смысла в получении знаний, не испытывает любопытства или жажды открытий.
Анастасия Петрова отметила и отсутствие вызова. Если образовательный процесс слишком прост, то ребенок не чувствует потребности в исследовании, поиске решений или творческом подходе. Механически выполняет задания, как робот, но не вовлекается эмоционально и интеллектуально.
Также особую роль играют усталость и выгорание. Даже при хороших оценках школьник может чувствовать себя утомленным и истощенным, так как ему постоянно приходится "притворяться" заинтересованным или просто выполнять рутинную работу, которая не вдохновляет.
В чем кроется опасность?
Эксперт подчеркнула, мозг человека, как мышца, нуждается в постоянной тренировке и новых вызовах. Если ребенку скучно, нейронные связи не активируются должным образом, и это способно привести к ряду проблем.
Снижение когнитивных функций. Школьник может не развить критическое мышление, креативность, навыки решения различных вопросов.
Отсутствие инициативы. Ему будет сложно самостоятельно ставить цели и добиваться их, так как привык выполнять чужие указания.
Эмоциональное выгорание. Постоянное отсутствие интереса и радости от процесса обучения может привести к апатии, тревожности и депрессии.
Как помочь?
Анастасия Петрова дала несколько практических советов родителям, столкнувшимся с такой проблемой.
Прежде всего, нужно поговорить с ребенком открыто. Не ругать. Спросите, что ему действительно интересно. После следует искать связь с реальной жизнью. Например, показать, как школьные знания применяются на практике.
Следом необходимо предложить дополнительные занятия, которые понравятся школьнику. Это могут быть кружки робототехники, рисования, иностранных языков, спортивные секции - что-то, что по-настоящему захватит ребенка и даст возможность почувствовать себя компетентным и увлеченным.
Нейропсихолог отметила, что родителям стоит поощрять сам процесс, а не только результат. Восстановление интереса к учебе займет немало времени, и необходимо поддерживать ребенка на всех этапах обучения.
Ранее эксперт рассказал, как улучшить детскую память.