Под "Большим" влиянием: артисты главного театра страны вновь выступят на самарской сцене в апреле

СОВА 2 часов назад 15
Preview
Искусство в Запасной столице В 1941 году в Куйбышев эвакуировали 500 сотрудников Большого театра. Столичные артисты работали в запасной столице до 1943 года: репетировали, показывали спектакли, готовили новые постановки. Творческим итогом этих лет стали семь оперных и три балетных премьеры. - В годы Великой Отечественной войны в Куйбышев перевезли артистов из ведущих театров страны - Большого театр, Ленинградского театра оперы и балета, музыкантов оркестра Всесоюзного радио, - рассказала министр культуры Самарской области Ирина Калягина. - В нашем городе жили и творили выдающиеся личности, среди которых композитор Дмитрий Шостакович, дирижер Самуил Самосуд, балерина Ольга Лепешинская, оперный певец Иван Козловский. Их приезд оказал огромное эмоциональное влияние на всех горожан. Фото: Дмитрий Бурлаков Именно в Куйбышеве Шостакович впервые исполнил свою Седьмую симфонию, которая потом зазвучала в блокадном Ленинграде. С первых лет войны между двумя академическими театрами - московским и куйбышевским - установилась прочная связь. Московскую театральную труппу разместили в здании куйбышевской школы № 81. Директор учебного заведения Оксана Чуракова рассказала, как артисты организовали свой быт: - Школьные классы стали общежитием: там разместились более 300 человек. На дворе был холодный октябрь 1941-го, но с помощью горожан эвакуированные артисты сумели приспособиться к новым условиям. В здании школы проходили репетиции, артисты жили с детьми. Дорога в Запасную столицу была трудной. Из Москвы отправили два эшелона: в одном разместили артистов, во втором - их декорации и наряды. Сценический реквизит попал под бомбежку и до Куйбышева не доехал. Поэтому первые спектакли на самарской сцене москвичи играли в собственных костюмах. Фото: Дмитрий Бурлаков Куйбышевский этап в жизни Большого театра помнят и страницы газет того времени. Обозреватель "Волжской коммуны" (12+) Ольга Ануфриева отметила, что первое упоминание о прибытии театральной труппы встречается на страницах выпуска от 11 октября 1941 года: - В газете сообщалось, что в Куйбышевской филармонии пройдут два концерта солистов Большого театра - оперной певицы Натальи Шпиллер и виолончелиста Святослава Кнушевицкого. Примечательно, что солистка начинала свою карьеру именно на нашей сцене: с 1932 по 1935 годы она выступала в Куйбышевском театре. Фото: Дмитрий Бурлаков В последующих выпусках газеты можно встретить анонсы отдельных сцен из столичных спектаклей (12+) - "Иван Сусанин", "Аида", "Пиковая дама". Они также шли на самарской сцене. Кроме того, колонна артистов из Большого театра участвовала в параде на площади Куйбышева 7 ноября 1941 года. Строчка об этом тоже есть в "Волжской коммуне". - Первое официальное упоминание на страницах газеты датировано 18 декабря 1941 года, - продолжила Ольга Ануфриева. - В небольшой заметке сказано, что в Куйбышев прибыл Большой Академический театр оперы и балета из Москвы. Труппа насчитывает 500 человек. Спустя несколько дней в городе состоялся показ оперы "Травиата" (12+) и балета "Лебединое озеро" (12+). О жизни московских артистов в Куйбышеве тоже можно узнать со страниц газет - по рецензиям, которые публиковали сами сотрудники театра. - Одним рецензентом была балерина и критик Викторина Кригер, - рассказала Ольга Ануфриева. - Она объемно преподносила спектакли, разбирала балетную технику и особенности постановки. В одной из рецензий даже критиковала Лепешинскую за партию Одетты-Одиллии в "Лебедином озере". Второй автор подписывался В. Владимиров. Осмелюсь предположить, что за этим псевдонимом скрывался Владимир Константинович Верле - артист, режиссер. Он был более благодушен и часто восхищался артистами, которых жители Куйбышева тоже видели на сцене. Творческая связь сквозь десятилетия 23 апреля в Самаре начинаются гастроли Большого театра, посвященные 80-летнему юбилею великой Победы. - Мы благодарны Большому театру за то, что помнит нашу общую историю и продолжает сотрудничать с нашим регионом, - отметила Ирина Калягина. - Самарские гастроли столичной труппы - это дань уважения и благодарности за военные годы в эвакуации. Для нашего города это большое событие. Гастрольная программа откроется гала-концертом (12+) ведущих оперных солистов и оркестра под управлением Алексея Богорада. - После праздничной увертюры Дмитрия Шостаковича прозвучат произведения из тех спектаклей, которые шли в эвакуации на нашей сцене, - рассказал заведующий режиссерским управлением Самарского академического театра оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича, пианист Роман Ерицев. Фото: Дмитрий Бурлаков 25 и 26 апреля самарцы увидят балет "Сильфида" (12+). Один из показов пройдет специально для участников СВО и членов их семей. - В партиях выступят ведущая солистка Арина Денисова и премьер Дмитрий Смилевский, который недавно блистал в "Дон Кихоте" (12+) на фестивале "Наследие" (6+) в Самаре, - продолжил Роман Ерицев. - Творческие связи между московскими и самарскими артистами крепки и сегодня, более 80 лет спустя после эвакуации. В свою очередь, актеры Самарского театра оперы и балета решили почтить память военных лет специальной экспозицией. - С коллегами из Самарской областной научной библиотеки мы организуем выставку в колонном зале театра - "Большой театр в эвакуации" (12+). Она откроется с первым концертом 23 апреля, - уточнил Роман Ерицев. Воспоминания об эвакуационных годах, которые артисты из Москвы провели в Куйбышеве, бережно хранят и в городской школе № 81. - В школьном музее есть отдельная экспозиция и передвижная фотовыставка, где можно увидеть условия быта артистов в годы войны, - рассказала Оксана Чуракова. - Сохранились и подлинные вещи: сценический реквизит, документы и фотографии. Пару лет назад в наши руки попали документы из Российского центрального архива деятелей искусства и культуры. Там содержится информация о том, что в эвакуации в труппе Большого театра был и детский хор, и детская балетная труппа - 38 юных артистов, которые выступали и разучивали новые партии. Эти ребята отыграли 521 спектакль, провели 10 концертов в госпиталях. И взрослые, и юные артисты в военные годы показали настоящее мужество и желание делиться своим искусством несмотря на тяжелые условия быта и военные угрозы. - Большой театр в то время показал главный пример, как должен творческий человек и артист переносить военное время, - подчеркнул Роман Ерицев. - Они работали фронтовыми бригадами, поддерживали концертами раненых в госпиталях, выезжали на фронт. И параллельно выпускали замечательные спектакли. И сегодня артисты театра и музыканты вдохновляются этим примером.
Читать продолжение в источнике: СОВА
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'