"Попросите его поправить волосы": кто скрывается за маской телефонного мошенника и как его вывести на чистую воду

СОВА 15 часов назад 14
Preview
"Ключевая цель социальной инженерии - вывести человека из эмоционального равновесия" Есть две категории схем мошенничества: распространенные и резонансные. Первые остаются прежними - связаны с покупками онлайн. Например, маркетплейсы могут обеспечивать безопасность сделок, но с сервисами бесплатных объявлений все куда сложнее. Покупая там, нужно быть внимательнее. - Резонансными же чаще становятся способы обмана людей с применением методов социальной инженерии. Здесь и суммы больше, и ущерб часто оказывается даже не столько материальный. Мы стали замечать, что некоторые люди вовлекаются в преступления, включая экстремистские акты, - говорит Михаил Иванча. Публикации о таких инцидентах последнее время появляются в прессе все чаще, и причина такой открытости - в необходимости профилактики. Даже обладая базовыми знаниями о схемах мошенничества, люди продолжают становиться жертвами. Многие искренне считают, что с ними такого не произойдёт. Однако практика показывает обратное. - Если говорить просто и прямо, наиболее эффективная мера защиты - прекратить разговор, положить трубку. Потому что ключевая цель мошенника - вывести человека из эмоционального равновесия. Например, схема с обещанием дополнительного дохода. Она рассчитана на чувство азарта и желание заработать. В неё попадаются не только молодые. Встречаются пенсионеры, которые переводят крупные суммы на "криптовалютные кошельки", - рассказывает начальник УБК ГУ МВД России по Самарской области. Но чаще всего преступники воздействуют через страх и стресс. Один из распространённых сценариев - звонок с сообщением о якобы попавшем в ДТП родственнике. Этой схеме более 10 лет, она известна, но по-прежнему остаётся эффективной. Изменилась лишь география и способы подачи. - Если раньше звонки поступали в основном из мест лишения свободы, то сейчас - всё чаще из-за рубежа. Что происходит? Поступает первая тревожная информация: "Ваш родственник попал в ДТП". Человек эмоционально захватывается, теряет критическое восприятие. Далее следует сообщение о тяжёлом состоянии пострадавшего, срочной операции. Затем - якобы угроза возбуждения уголовного дела. Вся эта цепочка создаёт эффект нарастающего давления. Цель - удерживать человека в этом состоянии как можно дольше. Столько, сколько необходимо для получения денег, - уточняет эксперт. Если рассматривать именно эту схему, основная категория пострадавших - пожилые люди. Как правило, средства у них забирают посредники, так называемые "дропперы", которые действуют по указанию кураторов. Они приходят на адрес, получают наличные. Аналогичная логика работает и в других распространённых сценариях, например, при взломе "Госуслуг". - Сейчас достаточно продиктовать по телефону четыре цифры - и человек уже уверен, что у него украли все данные. Хотя на практике это далеко не всегда соответствует действительности. Каждый такой случай - пример того, как эффективно работают методы социальной инженерии, - уверяет полицейский. Аферистам не обязательно взламывать личный кабинет пострадавшего. Чаще всего это лишь предлог, чтобы вовлечь в диалог с оператором-мошенником. - Этот подход - форма психологического давления. Реального взлома не происходит. У злоумышленников уже есть всё, что требуется. За последние 10 лет было множество утечек. Если кто-то знает вашу фамилию, имя и отчество - это не катастрофа. Такие данные могут использоваться для оформления микрозаймов. Однако в последние годы произошли изменения, усложнившие подобные манипуляции. Тем не менее одна из самых массовых схем - как раз симуляция "взлома" портала "Госуслуги". Человек сам перезванивает на номер из смс. Это обычный мобильный номер. Официальный портал не использует обычные номера. Это должно вызывать сомнение. Нельзя игнорировать префикс: если звонок поступает с номера, начинающегося, например, на +1 (США), - отмечает начальник УБК ГУ МВД России по Самарской области. В состоянии стресса люди не обращают внимания на номер, формулировки, логику ситуации. Жертва вступает в диалог с "оператором", который действует по стандартному сценарию. Итог - человек сам снимает деньги и переводит их на так называемый "безопасный счёт". Ни один банк не использует подобную терминологию. Это вымышленный инструмент, предназначенный исключительно для вывода средств, отмечает представитель МВД. Кроме "безопасного счета", распознать мошенника можно по фразам об оформленном кредите и попытке совершить сделку с имуществом. Вариации могут быть разными, но цель одна: заставить срочно передать доступ к средствам. Важно понимать: ни сотрудники правоохранительных органов, ни представители банковских учреждений не используют мессенджеры для официальной связи с людьми. Причина простая: в таких приложениях можно подделать практически всё - от имени профиля до аватара. Аферисты этим активно пользуются. Более того, некоторые из них организуют даже видеозвонки. - В кадре - человек, сидящий на фоне государственного флага и герба РФ, "иконостаса" из портретов руководства. Всё выглядит убедительно, вплоть до интонаций и манеры речи. Но, разумеется, это лишь постановка. В некоторых случаях здесь задействуются технологии дипфейка, что делает такие инсценировки ещё более реалистичными. Кстати, разоблачить такого мошенника очень просто. Попросите его поправить волосы. Маска зависнет на несколько секунд или слетит вовсе, - рассказал Михаил Иванча. Главное - не поддаваться давлению, подчеркнул он. Если есть сомнения, лучший выход - не продолжать разговор, а самостоятельно обратиться в ближайший территориальный орган внутренних дел. Да, мошенники часто утверждают, что "время не терпит", "всё нужно сделать срочно". Это стандартный психологический приём. В таких случаях имеет смысл вежливо прекратить разговор и сказать: "Хорошо, направьте официальный запрос, я подойду, дам необходимые объяснения". Это единственно правильный, юридически обоснованный путь, если ситуация действительно требует вашего участия. Всё остальное - повод усомниться в достоверности происходящего. "Человек свято верит лицу, которое находится на другой стороне телефонной трубки" При этом, если вы закончите разговор, когда вам позвонил реальный представитель органов внутренних дел, ничего страшного не произойдет. Такое поведение граждан Михаил Иванча, улыбаясь, называет "обратной стороной профилактики": - Мы сейчас очень часто сталкиваемся с тем, что, пытаясь помочь человеку, столько всего выслушиваем в свой адрес. То есть человек свято верит лицу, которое находится на другой стороне телефонной трубки, а не сотруднику полиции. Это методы социальной инженерии. Человек находится в зависимости афериста. Ему внушают: если он сейчас прервёт разговор, наступят необратимые последствия. Но их не будет, даже если вам звонил реальный представитель органов. С вами просто свяжутся еще раз официально, через повестку. Кстати, говоря о популярных схемах, сейчас люди часто попадаются на уловку про "финансирование террористических организаций". Предварительный этап совершения преступления может быть разным, начиная с псевдовзлома "Госуслуг". - А может все и немного по-другому развиться. Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда на счет приходят неизвестные деньги. После вам звонят со словами: "Извините меня, пожалуйста, я случайно внес не те реквизиты, вам перевел денежные средства". Лучше всего вернуть деньги автоматически через приложение банка, чтобы исключить себя физически из этой цепочки. Сумма не важна, мошенникам важно, чтобы вы перевели им деньги вручную. После чего начинаются звонки о том, что "Вы сейчас положили на счет, который принадлежит террористической организации". Здесь самым действенным способом будет положить трубку. Михаил Иванча отмечает, что реальной практики наказания граждан за такой возврат не возникает. Куда серьезнее, если вас удастся вовлечь в совершение противоправных действий. Для усиления давления применяется вредоносное программное обеспечение, установленное на смартфон жертвы. Оно позволяет злоумышленникам в реальном времени отслеживать разговоры и местоположение. Создаётся иллюзия контроля. У человека формируется ложное ощущение, что каждое его действие отслеживается. Любая попытка обратиться за помощью вызывает страх. Его действия контролируются голосом в телефоне. В результате он начинает действовать по указаниям мошенников. Особенно подвержены такому внушению пожилые люди. Люди начинают исполнять поручения злоумышленников, становясь соучастниками. Они посещают других пострадавших, забирают у них деньги, совершают переводы, выполняют курьерские функции. - Недавний случай в Москве: задержано пятеро пожилых граждан, которых планировалось использовать в качестве террористов-смертников. И у нас в регионе были прецеденты, когда обманутые люди совершали противоправные действия. В одном из таких случаев пострадавший забрасывал здание военного комиссариата бутылками с зажигательной смесью, искренне полагая, что уничтожает документы, содержащие сведения о праве собственности на его жильё. Ему внушили: если он не выполнит указания, то лишится квартиры. Таким образом, преступления, изначально имеющие характер мошенничества, всё чаще переходят в плоскость террористических угроз и общественно опасных деяний. И несмотря на то, что перед нами жертвы, если они совершают преступления, правоохранительная система обязана реагировать, - предостерегает начальник УБК ГУ МВД России по Самарской области. Чтобы обезопасить себя от действий мошенников, он рекомендует установить во всех возможных сервисах двухфакторную аутентификацию, а также знать базовые принципы цифровой гигиены: - использование антивирусного программного обеспечения; - посещение только проверенных ресурсов и онлайн-магазинов; - внимательное отношение к переходам по ссылкам и открытию вложений. По сути, речь идёт о давно известных и простых правилах поведения в цифровой среде. Однако, как показывает практика, даже их соблюдение не гарантирует полной защиты. В этой связи для пожилых людей целесообразно вводить дополнительные меры. Одна из них - установка контрольного звонка - обязательного подтверждения любых действий, связанных с финансами или данными через близких родственников. Это, безусловно, снижает удобство, но повышает уровень защищённости. - Здесь важно подчеркнуть: комфорт и безопасность - во многом взаимоисключающие понятия. Мы можем существенно снизить количество дистанционных мошенничеств, однако для этого потребуется частичный отказ от привычных удобств. Например, возврат к совершению финансовых операций исключительно при личном посещении банка с документом, удостоверяющим личность, способен кардинально сократить число преступлений. Но далеко не все люди готовы к таким ограничениям: цифровые сервисы стали неотъемлемой частью повседневной жизни, - подытожил эксперт.
Читать продолжение в источнике: СОВА
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'