Быть лучшими сейчас
О том, что продемонстрировали Президенту, и о задачах, которые стоят передо молодой отраслью беспилотных авиационных сетей, рассказал гендиректор научно-производственного центра БАС "Самара", ветеран СВО, участник программы "Время героев" Константин Яшин. Он отметил, что Путину презентовали не только итоги работы в 2024 году, но и представили производственные процессы, которые пока не имеют аналогов в стране.
- Важно было доказать и показать Президенту, что нацпроект "Беспилотные авиационные системы" работает, что идеи, предлагаемые на самом высоком уровне, реализуемы. Глава государства вживую увидел, что действительно есть интерес у тех, кто разрабатывает, создает, производит беспилотные авиасистемы, а значит, отрасль достойна того, чтобы развиваться, чтобы ее поддерживали, - уверен глава НПЦ.
Фото: Андрей Савельев
Яшин поделился, что после визита телефон центра не умолкает: звонят те, кто хочет стать резидентом площадки, и те, кто раньше сомневался в необходимости кооперации.
- Это тот толчок, который был нужен для отрасли, - констатировал Яшин.
Он добавил: чтобы выполнить задачу Президента о вхождении в число глобальных технологических лидеров в сфере БАС до 2030 года, нужно "быть лучшим здесь и сейчас".
- Либо сегодня, либо никогда - мы для себя так цели формулируем. Для того чтобы догнать конкурентов, у нас был прошлый год. Сейчас задача - позиции удержать и наращивать совместно с теми, кто в этой отрасли задействован - с государством, партнерами, университетами.
В планах НПЦ на ближайшие два-три года - проектирование и запуск всепогодных дронов, организация межрегиональных полетов и даже создание беспилотников для вывода полезной нагрузки в космос, на низкие орбиты.
- Это не является какой-то фантастикой, такие задачи есть, - заявил Яшин. - И это не 2030 год, максимум - 2027-й. Уже в эти сроки мы должны попробовать вывести первые беспилотники на эти орбиты, показать, что это возможно, и создано руками и головами ребят, которые учились в российских университетах и применяли свои навыки на наших площадках.
Кадровая база
Подготовку специалистов для отрасли губерния начала одной из первых в стране, отметила руководитель управления профессионального образования Министерства образования Самарской области Кристина Кузьмина. Эксплуатации беспилотников сегодня обучают в четырех колледжах.
- Контингент обучающихся - в среднем 350 человек в год в течение последних четырех лет. Мы смотрим на динамику трудоустройства наших ребят и видим, что 70 % находят работу, - отметила она.
Фото: Андрей Савельев
В 2025-м первый набор на специальность "Эксплуатация БАС" пройдет в Тольяттинском электротехническом техникуме.
- Эта работа будет продолжаться, за беспилотными системами будущее. А нынешние школьники - это необходимые специалисты для отрасли завтра, - сказала Кузьмина.
Мощная "беспилотная база" существует и развивается в Самарском университета имени С.П. Королева. В специализированных лабораториях по дополнительным образовательным траекториям готовят экспертов по эксплуатации и пилотированию БПЛА, программистов и проектировщиков дронов.
По словам руководителя интерактивного комплекса "Системный инжиниринг беспилотных авиационных систем" Передовой инженерной аэрокосмической школы вуза Олега Лукьянова, студенты уже выполняют проекты для сторонних заказчиков.
- У нас есть производственная база, где мы можем готовить ребят и выполнять научные, поисковые работы для предприятий. Такая работа ведется, и успешно. В дальнейшем планируем расширять взаимодействие с отраслью, потому что нам как университету приятно, нужно и полезно видеть результаты своего труда на рынке. Абитуриентам же важно понимать, где они смогут работать после выпуска, - отметил Лукьянов.
Фото: Андрей Савельев
Для насыщения отрасли кадрами будет полезен и опыт участников СВО, не сомневается Яшин. Об этом во время визита говорил и Путин: "Люди возвращаются и будут возвращаться из зоны проведения специальной военной операции. Они должны трудоустраиваться, должны работать, причем работать достойно, с достойным уровнем заработной платы".
- Нам, например, пилоты, которые выполняют сейчас задачи в зоне СВО, после возвращения будут нужны как пилоты гражданских беспилотных авиационных систем, - отметил гендиректор НПЦ. - Уверен, их навыки и умения, восприятие жизни и скорость принятия решений будут полезны для государства.
На одной волне
Председатель Федерации профсоюзов Самарской области Дмитрий Колесников заметил, что внимание Президента к региону и вопросы, которые обсуждались, говорят о многом.
- Безусловно, визит главы государства придаст дополнительный импульс развитию Самарской области и тех направлений, которые сегодня являются ключевыми. Также это поможет получить дополнительную федеральную поддержку по тем предложениям, которые исходят от Самарской области, - уверен Колесников.
Фото: Андрей Савельев
Он особенно отметил погруженность главы государства в проблематику региона. Это показала встреча с коллективом АВТОВАЗа.
- Президент встречался с простыми работниками, не с начальниками. То есть он именно от них получал информацию. И то, что демонстрирует наш губернатор, - это продолжение позиции главы государства: общаться с жителями, получать неискаженную, правдивую информацию о тех проблемах, которые есть, о тех видениях и предложениях, которые необходимо решать.
Проректор Самарского университета государственного управления "МИР" Павел Чумак подчеркнул: визит Путина - это показатель высокой значимости региона в социально-экономическом и технологическом развитии:
- Это говорит о высоком доверии к руководству региона в лице губернатора Вячеслава Андреевича Федорищева и всей управленческой команде.
Фото: Андрей Савельев
Чумак также уверен: все вопросы, которые тольяттинцы озвучили на встрече с Президентом, будут услышаны, отмечены и получат поддержку на разных уровнях:
- Визит Президента - это же зачастую еще и некие отложенные решения, о которых мы узнаем чуть позже. Я нисколько не сомневаюсь, что в самое ближайшее время о каких-то мерах поддержки нам будут доводить информацию.
Одно из направлений, по которому нужны срочные решения, связано с использованием отечественных автомобилей в такси. Один из авторов законопроекта - депутат Госдумы, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. Проект закона прошел первое чтение в парламенте, но перед вторым появились противники принятия такого решения.
Базой для перевозок такси, согласно документу, должны стать российские машины с определенной долей локализации.
- Под это определение в основном попадает продукция АВТОВАЗа, а это от 60 до 80 тысяч автомобилей в год, дополнительно востребованных рынком, - отметил Гутенев. - Максим Юрьевич Соколов передал Президенту обращение, в котором наряду со словами благодарности, обращается по вопросу нашей законодательной инициативе. Я думаю, что процесс получит ускорение, и АВТОВАЗ, как и другие российские производители с большой долей локализации, получат дополнительные объемы. А дополнительные объемы - это благо для всех.