Реалист Борис Неменский: картину знаменитого художника-фронтовика представили на выставке в Самарском художественном музее

СОВА 6 часов назад 27
Preview
Ту самую великую Победу 22-летний фронтовой художник-грековец (работал в Студии военных художников имени Митрофана Грекова. - Прим. ред.) встретил в Берлине. До последнего выстрела и первого победного залпа Борис Неменский вел художественную летопись исторических событий - десятки эскизов и набросков были сделаны художником во время штурма фашистского логова. - В первый День Победы 9 мая 1945 года я успел сделать два этюда улиц Берлина - с пылью, людьми, машинами, флагами. Но последний этюд не успел завершить. Друзья-грековцы заметили меня там, по штурмовым лесенкам поднялись ко мне с огромной бутылью французского вина, и День Победы был очень хорошо отпразднован, - вспоминает живописец. Радость победы и горечь утрат, страшная трагедия войны и счастье наступившего мира - две стороны этой боевой медали составили основное содержание "военного" творчества Неменского. Его первые большие произведения были выдержаны в духе явного соцреализма, но фронтовой опыт не позволял художнику лукавить в своем творчестве. - Да, война, Великая Отечественная стала для меня не только школой жизни, но и искусства. Тот двадцатилетний солдат-художник все еще живет во мне. Вся тогда порожденная вера в жизнь, в свет, в человека жива и сегодня. Все книги, которые я писал, вся увлеченность поиском путей связи искусства со зрителями, вылившиеся в создание принципиально новой художественной педагогики: искусство - не цель, а поиск пути к подлинной очеловеченной культуре, к здоровью души. Все оттуда, - писал Неменский. Его первая большая работа, созданная после войны, - "Мать". Женщина в деревенской избе, и два умаявшихся солдатика спят у ее ног, укрытые платками и одеялами. Окопная правда, реальность войны, в которой есть место не только подвигу, но и этому горькому и теплому взгляду усталых, все видевших, все выплакавших глаз. В 1951 году молодой художник пишет "О далеких и близких" - полотно, буквально пропитанное фронтовым опытом. Перед нами солдаты, читающие в блиндаже письма из дома. По воспоминаниям самого Неменского, источником вдохновения для этой картины стала его первая фронтовая командировка, в которую он отправился в самом конце 1942 года и едва не погиб, но был спасен и нашел приют у бойцов легендарной панфиловской дивизии. За эту работу молодой художник был удостоен Сталинской премии. Такая награда открывала Неменскому совершенно фантастические для советского художника возможности, но ему было важно не получение привилегий, а правда о прошедшей войне. Эту правду, жестокую, иногда просто невыносимую, художник сделал основным содержанием своего творчества. И на выставке "Судьба одна на всех", где нет недостатка в ярких полотнах, особое внимание, буквально шок, вызывает картина Неменского "Он - рядовой. Он - солдат Отечественной войны", написанная в 1965 году. Масштабное полотно просто переворачивает традиционную иконографию, не только религиозную, но и светскую. На картине - солдат, распятый на кресте. Худой, изможденный, страдающий, но непобедимый. Буквальное сравнение, уравнение Иисуса и простого солдата кому-то может показаться крамолой, а кому-то, напротив, едва ли не единственной верной для современности трактовкой. Эта мысль и сейчас выглядит слишком смелой для художника. Но художественной храбрости Неменскому было не занимать. Он считал самой важной своей задачей рассказать правду о войне, не дать превратить память о Великой Отечественной только в радость Победы и гордость за подвиг отцов. Еще в 1962 году художник создает свое программное произведение "Безымянная высота": два солдата - русский и немец - лежат мертвые, соединившись в смерти. Картина, показанная на выставке Московского отделения Союза художников России, вызвала настоящую бурю. Восхищение зрителей и возмущение партийных критиков просто захлестнули художника. Восторженные отклики фронтовиков и молодежи, увидевшей в картине страшную правду войны, конечно, не могли преодолеть уничтожающего прессинга, которому подвергли художника советские начальники искусства. Неменского отлучили от крупных выставок на 10 лет, обвинив в "пацифизме", то есть в стремлении к миру. Конечно, распятый солдат, написанный через несколько лет после первой версии "Безымянной высоты", - это не только смелое высказывание на вечную тему, но и манифестация внутренней свободы художника. В середине 60-х еще продолжалась антирелигиозная кампания. Победу в войне, закончившейся всего 20 лет назад, предпочитали подавать как героизм и подвиг, не подчеркивая миллионных потерь и трагедии народа. А здесь совершенно негероический, да еще и религиозный образ. Солдат-спаситель. Теперь, полвека спустя, мы понимаем, как прав был в своем видении Неменский. Это и есть его понимание реализма. Вот как сам он сформулировал в эпиграфе к одной из своих книг: "Да, я реалист. И нежность мира, и вопль отчаяния перед ним сегодняшним во мне - человеке. А значит - и во мне - художнике".
Читать продолжение в источнике: СОВА
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'