Уральское литье в Самаре: в областном центре проходит выставка "Формула чугуна"

СОВА 2 дней назад 30
Preview
В экспозиции - произведения из собрания самарского коллекционера Максима Майорова. Эти красивые чугунные экспонаты были созданы во второй половине XIX - начале XX века. В коллекции Майорова более трехсот экземпляров, которые были отлиты в те годы на крупнейших уральских металлургических предприятиях - Каспинском и Кусинском чугуноплавильных и железоделательных заводах. Коллекционер внимательно изучает историю отечественной промышленности и надеется приобрести еще больше произведений русских мастеров, которые занимались художественным литьем из чугуна. Нынешняя выставка - первая обширная экспозиция уральского художественного литья в Самаре. То, что это ремесло достигло таких высот на Южном Урале, во многом объясняется уникальными природными условиями этих мест. Месторождения железной руды обеспечивали мастеров сырьем, обилие озер и рек давало необходимую для производства воду, а леса давали получать большие объемы древесного угля - одного из важных элементов для выплавки высококачественного чугуна. Качественной формовке изделий помогало наличие уникальных по своему составу песков. Уральское литье всегда отличало высокое мастерство модельщиков, формовщиков, литейщиков, чеканщиков и специалистов по окраске. Для тиражирования владельцы и управляющие заводами выбирали лучшие произведения русских, французских, итальянских, немецких скульпторов того времени. Создавали мастера и декоративные изделия в самых разных стилях. В нынешней экспозиции представлено более ста отливок чугуна. Большая их часть - миниатюрные статуэтки. Среди представленных шедевров – скульптурная группа "Джигитовка лезгин" по модели Евгения Лансере, копия со статуи вставшего на дыбы коня, что находится на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, фигурка "Гном с горшком", отлитая по английскому прототипу, статуэтка "Пастушок", по образцу германских изделий. Есть здесь и изящные украшения, имевшие и бытовое предназначение. Например, подчасник "Избушка на курьих ножках", "Рама с розами", предназначенная для фотографий, канделябр "Женщина с кувшином на голове", ажурная вешалка, пресс-папье "Собачка" и еще одно - в форме женской руки, шкатулка с рельефом на крышке "Танцы", пепельница в форме сапога. Эти изделия хозяева особняков вешали на стену или ставили на письменный стол. Представлены в экспозиции и массивные интерьерные скульптуры. На выставке можно узнать об особенностях художественного литья на Южном Урале, об истории обоих заводов, чьи изделия представлены на выставке. Об особенностях "каспинской" и "кусинской" школы литья. Вторая прекратила выпуск художественной продукции в 2008 году. Каспинский завод продолжает работать и сегодня, выпуская новые модели современных авторов. Кстати, на этом заводе вплоть до 1930-х годов было принято ставить на изделиях клеймо с фамилией формовщика. Их можно увидеть на многих экспонатах, которые представлены на выставке. На Кусинском казенном заводе были другие традиции. Здесь в клейме использовалось сокращенное название предприятия - "КУС.З". С выставкой "Формула чугуна" можно будет познакомиться в Самарском областном художественном музее до 29 сентября.
Читать продолжение в источнике: СОВА
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'