Наследие ХХ века
Эпохой модернизма в архитектуре считается большая часть XX века начиная с 1920-х и заканчивая 1980-ми. Даже сейчас многие вдохновляются этой эстетикой. Чем же модернизм отличается от других стилей? По мнению Константина Африкантова, его характеризует простота форм, выразительность линий, чистота фасадов без лишнего декора.
- Советский модернизм имеет свои особенности, - говорит Африкантов. - Технологии не были такими продвинутыми, как в западных странах, да и архитектура имела социалистический окрас. Но сохранялись чистейшие формы и правильные линии, использовались стекло, бетон. Яркий пример - Дворец культуры "Звезда".
Есть и другая особенность у модернизма в СССР. Многие его образцы до сих пор не имеют статус объектов культурного наследия и никак не защищены государством от сноса или кардинальной перестройки. Из-за этого некоторые здания полностью утрачивают первоначальный облик. Например, один из корпусов института "Гипровостокнефть" на улице Красноармейской после реконструкции получил новый фасад. Потерялась эстетика модернизма, которая сохранялась за счет окон и тонких рам. Во время строительства использовалась особая технология изготовления витражных стекол. Сегодня ее сложно воспроизвести.
Практично ли это в современных реалиях? Многим владельцам модернистских зданий проще отказаться от сложных решений в целях экономии. Поэтому до сих пор остается открытым вопрос ценности такой архитектуры. Для кого-то она является отражением уникальной авторской мысли и духа времени, для других - обременением.
- Из-за того, что в обществе нет достаточной дискуссии про наследие XX века, многие здания не являются памятниками архитектуры, - объясняет лектор. - Статус объекта культурного наследия позволяет наслаждаться разными домами, и кирпичными, и деревянными с резными наличниками. Но он создает большую нагрузку, здания сложно эксплуатировать.
Спасли от разрушения
Фабрика-кухня - здание, построенное в 1932 году по проекту архитектора Екатерины Максимовой как предприятие общественного питания для рабочих завода имени Масленникова. Это яркий пример первой волны модернизма с отчетливыми чертами конструктивизма.
В прошлом году там начал работу самарский филиал Государственной Третьяковской галереи. Это стало возможно благодаря тому, что специалисты из разных отраслей бросили силы на сохранение и приспособление памятника архитектуры. Им предстояло решить множество проблем, в том числе с подтоплением подвала, неустойчивостью стен, устаревшими перекрытиями и несущими конструкциями.
Активный процесс восстановления самарского шедевра архитектуры начался с 2018 года. Константин Африкантов выступал соавтором проектов приспособления Фабрики-кухни под музей и благоустройства территории вокруг здания, а также вел авторский надзор.
- Восстановительные работы начались еще в 2014 году, но их изначально проводила другая организация, - отмечает архитектор. - Та команда чуть не уничтожила памятник. Они снесли переходы между частями здания, в сегменте серпа разрыли грунт ниже фундамента, из-за чего стены начали смещаться. Этих реставраторов выгнали и законсервировали здание.
По словам Африкантова, когда новая организация взялась за Фабрику-кухню, здание находилось не в самом лучшем состоянии. Во время работы команда столкнулась со множеством трудностей, которые удалось решить с помощью применения современных материалов и технологий. Например, усилили фундамент с помощью специального раствора, который закачивали под большим давлением в пустоты. А перекрытия частично укрепили каркасом из особых металлических сот.
Индустриальное и природное
Новшества коснулись и территории, прилегающей к Фабрике-кухне. При создании "Сада баланса" архитекторы хотели воплотить смелые идеи: изначально они задумывали создать небольшой водоем и сохранить часть "диких" зарослей. В итоге решили засыпать локацию гравием. Дорожки из камней имитируют реку, которая пробивается среди валунов и руин бывшего завода. Кстати, авторы проекта использовали реальные остатки разрушенных производственных корпусов, их специально выискивали на территории ЗиМа.
А еще в "Саду баланса" планировали создать арт-объект в виде оригинальных букв, которые установлены на одном из корпусов бывшего завода. Потом архитекторы передумали, оставили артефакт в исконном месте и использовали реплику.
Элементы сада подчеркивают индустриальное наследие города - советское и дореволюционное, и даже отсылают к 2000-м, когда эта территория была заросшей деревьями и густым кустарником. Таким образом здесь совместили искусственную заброшенность, парковую зону и городскую культуру.
Выступление Африкантова - часть просветительского проекта "ВООПИиК покажет" (12+) Самарского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и лектория "Архитектурная среда" (12+) кофейни White Cup.
- Когда заходит речь о памятниках модернизма, немногие специалисты понимают, какой подход к ним найти, что является ценным, а что - нет, каким способом можно их сохранить, - рассказал архитектор и соорганизатор лекции Дмитрий Храмов. - Сейчас мы нарабатываем опыт и объем знаний о том, как приспособить наши советские здания под новую жизнь, оставив в них дух истории.