Выставка посвящена возвращению материальности фотографии. Проект создан в центре художественного производства "Своды" и реализован при поддержке Союза фотохудожников России.
Кристина Сырчикова начала работу над этим проектом в 2019 году во время съемки фотоистории для одного СМИ. Героиня материала принесла несколько стопок фотографий, которые хранились в старом шкафу. Ее отношение к снимкам радикально отличалось от принципов музейного хранения. Фотографии сильно пострадали, но казались "живыми", потому что их постоянно пересматривали и показывали. Каждая трещина была свидетельством вовлеченного отношения к семейному архиву. После этого случая Сырчикова начала выискивать царапины, "лисьи пятна" (фоксинги), разрывы и другие повреждения в семейных снимках и фотографировать их. По периметру выставочного зала развешан результат многолетних наблюдений и фотофиксации.
В центре экспозиции - женский портрет, вернее, несколько его версий. Повреждения фотографий не позволяют увидеть изображенных людей целиком, поэтому многие обращаются к услугам ретушеров, которые могут восстановить семейные снимки. Следуя той же логике, Сырчикова отдала один и тот же поврежденный снимок своей бабушки нескольким ретушерам для того, чтобы увидеть, как она выглядела в молодости. Получилось семь разных вариантов.
Концепцию экспозиции выставки придумал самарский архитектор Дмитрий Храмов.
- Образ экспозиции работ Кристины родился у меня из переживания ее тонкого восприятия телесной памяти, - рассказал он. - В основу концепции была положена визуализация сценариев тактильного взаимодействия. "Бинты", "простыни", "скатерти" текстиля, окружающего зрителя, с отпечатками "родных пятен" - архетипы самых глубоких тактильных переживаний человека. Отпечатки памяти в болезни, празднике, жизни и смерти. Пространственная инсталляция иллюстрирует границы между визуальным ощущением тактильного взаимодействия и реальным действием. Кажется, что в любой момент текстиль может окутать зрителя так же, как и случайно раскатившийся рулон, как часть произведения искусства, даже может быть неожиданно затоптан - но этого не произойдет. Это за один миг до... Это зафиксированная телесная память.