В первом квартале поставки российского энергетического угля через дальневосточные порты — традиционно самое выгодное направление — стали убыточными. Об этом со ссылкой на обзор консалтинговой компании «Технологии доверия» («ТеДо», бывшее подразделение PwC в РФ) пишут «Ведомости».
Отрицательную рентабельность имеет даже продажа топлива в Китай. В апреле ситуация не изменилась. При поставках угля из Кемеровской области, главного угольного региона страны, нетбэк (конечная цена за вычетом стоимости производства и доставки до покупателя) составил минус 259 рублей за тонну. Еще в декабре он составлял 1,7 тысячи рублей.
Главной причиной такой динамики стали падение цен на мировых рынках на 10 процентов и укрепление рубля, что в совокупности дало обрушение стоимости топлива в национальной валюте сразу на 30 процентов.
На этом фоне рублевые тарифы на фрахт, перевалку в портах и аренду полувагонов также поползли вниз, но такой компенсации оказалось недостаточно для прибыльности поставок. В итоге 80 процентов всего угольного экспорта РФ, с учетом самых дорогих коксующихся углей, оказались убыточными.
Самые большущими потери несут компании, которые отправляют уголь в Китай через порты балтийского моря. На такие издержки экспортерам приходится идти из-за недостаточной пропускной способности железных дорог к портам Дальнего Востока.
В «ТеДо» ожидают, что мировые цены на энергетический уголь в этом году сохранятся на текущих низких уровнях. В одном из сценариев, роста стоимости топлива не ожидается в течение пяти лет.
Аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев указал, что угольная отрасль столкнулась с «идеальным штормом». Без государственной поддержки бизнес ускорит сокращение инвестиций, необходимых для поддержания добычи, и ускорит закрытие шахт.
Ранее в Минэнерго признали, что уже 27 угольных компаний оказались на грани банкротства, а еще 62 находятся в сложной ситуации. На этом фоне глава ведомства представил проект антикризисной программы поддержки угольной промышленности страны. Его обсуждение еще продолжается. Документ, в том числе, предусматривал снижение железнодорожных тарифов на перевозку угля, хотя в РЖД утверждают, что такая мера приведет к непокрываемым убыткам компании.