Некоторые водители даже не догадываются, что уже сегодня должны государству сотни тысяч рублей. Всё из-за автомобиля, который казался выгодной находкой — иномарки, ввезённой через параллельный импорт.
Теперь такие "серые" сделки могут обернуться неприятным сюрпризом: таможня требует пересчёта утилизационного сбора. Кто рискует попасть под санкции и как вовремя избежать проблем — рассказывает генеральный директор Frank Auto Ириной Франк.
По закону утилизационный сбор — это обязательный платёж, покрывающий расходы на переработку транспортных средств после окончания их службы. Он касается не только легковых авто, но и грузовиков, автобусов, прицепов и спецтехники.
Как правило, платёж осуществляется 1 раз — производителем, импортером или покупателем. Однако в случаях с параллельным импортом возникает множество "серых" зон. Автомобили попадают в страну в обход официальных каналов, что нередко сопровождается занижением цены в документах и некорректным указанием целей ввоза.
Когда это вскрывается, таможенные органы могут потребовать пересчёт сбора и выставить владельцу счёт на доплату. Иногда — весьма внушительный.
Основой для таких требований является постановление правительства № 1291 от 2013 года. Документ устанавливает, что сумма утильсбора зависит от того, с какой целью было ввезено авто: для личного пользования или для бизнеса. Если машина была заявлена как личная, но сразу же перепродана или долго не ставилась на учёт, это может трактоваться как коммерческое использование. В таком случае сумму пересчитывают — уже без льгот.
"Основная проблема — в недостоверном декларировании цели ввоза. Многие используют льготы, положенные только для частных лиц, чтобы сэкономить на сборах. Но если человек идёт на такой риск, он должен быть готов к последствиям", — подчёркивает Ирина Франк.
Дополнительный риск возникает, если автомобиль был ввезён из стран ЕАЭС, например, через Киргизию. Эта схема активно использовалась до августа 2023 года: на бумаге машина оценивалась в два-три раза дешевле, чем стоила на деле. Это позволяло минимизировать не только утилизационный сбор, но и таможенные платежи. Но отныне государство активно борется с такими практиками.
Наибольшая угроза нависла над теми, кто завозил иномарки до 1 августа 2023 года. До этой даты в законодательстве оставались лазейки, которыми пользовались массово. Сейчас же в арсенале государства появился дополнительный инструмент контроля: Минпромторг ведёт перечень моделей и их среднерыночных цен.
Этот список обновляется раз в квартал, последнее обновление — в апреле 2025 года. Если стоимость, указанная в документах, ниже, чем в списке, разницу автоматически прибавляют к расчёту утильсбора.
Таким образом, даже если вы заплатили при ввозе все положенные суммы, но задекларировали цену автомобиля заниженной — велика вероятность, что скоро вам придёт требование о доплате.
Нельзя забывать и о позиции Верховного суда. В 2019 году он чётко обозначил: если человек регулярно продаёт товары, ввезённые якобы "для себя", то освобождение от пошлин может быть признано незаконным.
Такие действия попадают под подозрение в злоупотреблении правом, а в некоторых случаях и в мошенничестве. То же самое относится и к машинам: если авто куплено с целью перепродажи, но оформлено как для личного пользования, санкции неизбежны.
Если вы приобрели иномарку через параллельный импорт, особенно до середины 2023 года, не стоит ждать у моря погоды. Проверьте документы: правильно ли оформлены цели ввоза, насколько реалистична задекларированная цена, есть ли подтверждение уплаты утильсбора.
Если есть сомнения — стоит проконсультироваться с юристом или специалистом по внешнеэкономической деятельности. Чем раньше вы разберётесь с возможными нарушениями, тем выше шанс избежать серьёзных финансовых последствий.