Министр культуры Ольга Любимова — о спросе на творческих специалистов, избытке сериалов и о том, может ли ИИ сам создавать кино.
В скором времени фильмы сможет создавать нейросеть, а режиссерское кино станет элитарным. Такое мнение «Известиям» на полях ПМЭФ высказала глава Министерства культуры Ольга Любимова. О будущем, настоящем и прошлом киноискусства, а также о том, почему не надо бояться традиционных ценностей и чем интересны стали сельские библиотеки, — читайте в материале.
«Общие ценности — это верность традициям».
— В этом году тема ПМЭФ — «Общие ценности — основа роста в многополярном мире». Что вы вкладываете в понятие «общие ценности»?
— Ценности — это разговор о том, что нам дорого и значимо, что является идеологией и культурной политикой стран.
— Но культура и ценности в каждой стране разные. А что является общим?
— Это верность традициям, которые представляет та или иная страна. Я приведу пример. У сейчас начала работать большущая международная институция — Евразийская киноакадемия (Платформа для кинематографистов из разных стран, позволяющая обмениваться опытом — Ред.). Там мы тоже говорим об общих ценностях.
Это не значит, что у всех стран, входящих в академию, должно быть Десять заповедей. Это значит, что приезжают люди, представляющие национальное кино, это антиглобалисты в самом лучшем смысле слова. Эти люди понимают, что у каждой страны есть свой путь и ценности, идеология и традиции, история, которую они хранят и берегут. А еще ценности — это ресурсы, а еще ценности — это вся таблица Менделеева. А еще мы можем перечислить много ценностей, но они все будут предельно материальными. Нематериальные ценности — это всегда традиции, история и культура страны.
— Мы видели, как развивался мультикультурализм в Европе. Последствия плачевные.
— Я не футуролог, но я могу сказать, что так интересно: в Европе, с одной стороны, принятие всего и вся, а с другой — запрет на то, чтобы люди думали и чувствовали, как считают нужным. Искусство в рамках традиционных ценностей страны, которую они представляют, просто неактуально на международных кинофестивалях. Потому что есть определенная повестка, под которую подбирается кино, подбирается жюри.
Самое обидное, когда дебютанты, молодые режиссеры, уже обучаются с прицелом: «Сниму-ка я дебют про это, тогда мне открыта дорога на тот кинофестиваль. Если сделаю кино про разумное, доброе и вечное, я никому не буду нужен, я ретроград». Хорошо, что мы так не считаем. Мы бьемся за то, чтобы разное кино было востребованным и у людей была возможность приходить.
— Почему-то многие воспринимают словосочетание «традиционные ценности» как возвращение к «Домострою». Это очень опасный стереотип. Как его сломать?
— Под традиционные ценности входит понятие нашего с вами детства. Это ценности безусловно XX века. Они были традиционны...