Содержание:
Северный морской путь (Севморпуть, СМП) — это судоходная трасса, пролегающая по Северному Ледовитому океану вдоль арктического побережья РФ. Этот маршрут предоставляет собой самый короткий морской путь, соединяющий Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион. В российском законодательстве он определен как «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация». Путь важен для экспорта ресурсов, включая сжиженный природный газ (СПГ). Функции управления и развития данного логистического коридора возложены на государственную корпорацию «Росатом».
Протяженность маршрута составляет около 5,6 тыс. км: от пролива Карские Ворота вблизи архипелага Новейшая Земля до бухты Провидения в Беринговом проливе. Акватория СМП поделена на 28 районов. Так как корабли редко ходят только в границах этих административных границ, была предложена концепция Большого Северного морского пути — морского транспортного маршрута от Санкт-Петербурга до Владивостока в 14 тыс. км. Такой подход заложен в нацпроекте «Эффективная транспортная система». Этот морской коридор практически в 2 раза короче, чем маршрут через Суэцкий канал протяженностью 23 тыс. км.
Освоение Севморпути, который до XX века называли Северо-Восточным проходом, насчитывает свыше полувека:
1525 год: в первый раз идея о возможности достичь Китая из устья Двины по водам Северного Ледовитого океана была сформулирована русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в беседе с итальянским ученым Паоло Джовио. Гуманист включил эту информацию в свое сочинение о Московии, составленное по материалам бесед с Герасимовым.
1553 год: по поручению английского короля экспедиция из трех кораблей во главе с мореплавателем Хью Уиллоби отправляется на поиски северо-восточного прохода в Китай и пересекает Северное море. Она закончилась неудачно. Два из трех кораблей из-за шторма сошли с курса и стали на якорь на Кольском полуострове, где Уиллоби и все члены их экипажей погибли во время зимовки, и только одному судну под управлением Ричарда Ченслера удалось доплыть до Архангельска.
1648 год: казачий атаман Семен Дежнев проходит Берингов пролив, разделяющий Евразию и Америку. Тем самым он доказал раздельность континентов и показал, что Северо-Восточный проход может стать коридором между Тихим и Атлантическим океаном.
1733-1743 годы: Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга описывает обширные территории арктического побережья.
1878-1879 годы: шведская экспедиция исследователя Адольфа Норденшельда на парусно-паровом судне «Вега» в первый раз преодолевает весь маршрут за две навигации с зимовкой у побережья Чукотки.
1919 год: адмирал Александр Колчак учреждает Комитет Северного морского пути, после падения его правительства он в полном составе входит в Сибревком. Морской коридор в первый раз получает юридический статус.
1932 год: экспедиция под руководством Отто Шмидта на ледоколе «Александр Сибиряков» в первый раз преодолевает Северный морской путь за одну навигацию. Итогом стало создание Главного управления СМП (Главсевморпути), во главе которого встал Шмидт. Эта организация отвечала за развитие транспортного коридора, включая организацию радиокоммуникаций и строительство ледокольного флота.
1933 год: пароход «Челюскин» с пассажирами на борту отправился по маршруту «Александра Сибирякова», впрочем застрял во льдах в Чукотском море. Полярные летчики 2 месяца вывозили пассажиров и членов экипажа корабля. Все 104 человека были спасены.
1959 год: спуск на воду первого атомного ледокола «Ленин». Это ознаменовало новейший этап в освоении СМП.
1978 год: обеспечена круглогодичная навигация по Севморпути.
Пик грузопотока в советский период пришелся на 1987 год — более 6,6 млн т. Невзирая на то, что в 1991 году Севморпуть был открыт для международного судоходства, после распада СССР интерес к эксплуатации СМП резко упал, впрочем с 2010-х годов проект вновь начал привлекать инвестиции и развиваться. В 2018 году инфраструктурным оператором СМП был назначен «Росатом», а с 2022 года за координацию судоходства по СМП отвечает «Главсевморпуть» — учреждение, входящее в структуру госкорпорации. В августе того же года правительство утвердило план развития СМП до 2035 года.
СМП в общей сложности насчитывает свыше 70 портов и перевалочных пунктов, каждый из которых выполняет свою функцию. Они расположены вдоль арктического побережья. Многие из них интегрированы с речными системами. Наиболее значимыми объектами являются:
Мурманск. Крупный незамерзающий порт на Кольском полуострове. Используется для добывающей и перерабатывающей промышленности, соединен железной дорогой и автотрассой с центральной Россией.
Архангельск. Один из старейших портов на Белом море. Служит важным транспортным узлом для перевозки леса и полезных ископаемых.
Нарьян-Мар. Порт на реке Печора на Баренцевом море. Навигация длится с июня по ноябрь, обеспечивает обеспечение Ненецкого автономного округа.
Сабетта. Порт на Ямале, который был построен в 2012-2013 годы в границах проекта «Ямал СПГ» компании НОВАТЭК. Основная задача — обеспечение доставки СПГ. В него также входит терминал «Утренний», с которого идут отгрузки сжиженного природного газа с проекта «Арктик СПГ 2».
Игарка, Диксон и Дудинка. Порты на севере Красноярского края. Используются для ремонта судов и перевалки грузов. Последний является структурным подразделением «Норильского никеля», с него вывозят продукцию комбината.
Тикси. Порт на берегу моря Лаптевых в Якутии. Используется для обеспечения удаленных районов и обслуживания судов в этом регионе.
Певек. Самый северный порт РФ на берегу Восточно-Сибирского моря в Чукотском автономном округе. Обеспечивает нужды рудных месторождений (золота, серебра, меди и т.д.) и обеспечение Чукотки.
Порт Провидения. Расположен в бухте Провидения на Чукотке в Беринговом море. Служит для формирования караванов судов и окончания маршрута в границах административных границ СМП.
Порты Мурманска и Архангельска формально находятся за пределами административных границ Северного морского пути, впрочем их принято относить к этому маршруту.
Маршрут строится с учетом ледовой обстановки, метеоусловий и навигационных требований. Часто требуется корректировка пути для обхода льдов или использование ледоколов, без которых навигация доступна только несколько месяцев в году: с середины лета по середину осени. Для прохода нужно согласование с ФГБУ «Главсевморпуть» и наличие страховки.
По заявлению «Росатома», по СМП могут ходить любые суда. Однако критерии допуска разные. Например, судам без ледового класса и классов Ice 1-3 (самые низкие), по общим правилам, разрешено ходить по Севморпути только с 1 июля по 15 ноября. При этом необходимость задействовать ледокол зависит от типа ледовых условий (тяжелый, средний, легкий, чистая вода), а также района, по которому пройдет судно. Судам усиленных ледовых классов Arc 4-9 и Icebreaker 6-7 разрешено плавание в акватории круглый год, впрочем в отдельных случаях требуется ледокольная проводка. Для судов классов Icebreaker 8-9 (их присваивают атомным ледоколам) ограничения по плаванию отсутствуют.
Российская Федерация располагает атомным ледокольным флотом, предназначенным для обеспечения навигации по Севморпути. Управление им осуществляет предприятие «Атомфлот», входящее в структуру «Росатома». На сентябрь 2025 года флот насчитывает 8 атомных ледоколов, относящихся к трем различным типам.
В подлинное время в процессе постройки находятся 2 атомных ледокола, относящихся к проекту 22220: «Чукотка», которая была спущена на воду в 2024 году, и «Ленинград», заложенный в январе 2024 года. Кроме того, в планах на 2025 год — начало строительства атомного ледокола «Сталинград», также разработанного в границах проекта 22220. Ожидается, что «Чукотка» будет введен в эксплуатацию в 2026 году, «Ленинград» — в 2028 году, а «Сталинград» — в 2030 году.
Кроме того, строится ледокол «Российская Федерация » проекта 10510. Его мощность составит 120 МВт (более 160 тыс. л.с.). Цена контракта на постройку судна составляет 127,5 млрд руб. Однако в 2023 году «Коммерсантъ» сообщил, что итоговая стоимость строительства может вырасти на 40-60%. Планируемая дата окончания работ — декабрь 2027 года.
Для навигации по Севморпути используются различные спутники. Они обеспечивают связь (ГЛОНАСС/GPS), позволяют повысить качество прогноза погоды и оценить ледовую обстановку.
СМП обеспечивает транспортную связь между европейской частью страны и Дальним Востоком, а также выход на рынки Азии. В 2024 году по СМП было перевезено 37,9 млн т грузов. Это на 1,6 млн т превышает показатель 2023 года и практически в 10 раз больше, чем в 2014-м, когда объем перевозок составлял 3,98 млн т. Однако президентский указ 2018 года предусматривал увеличение грузопотока по СМП до 80 млн т к 2024 году. Больше половины (57,7%) от общего объема перевезенных грузов в 2024-м составил СПГ, еще 21,4% — нефть. В «Росатоме» показатели связали со стартом работы проекта НОВАТЭКа «Арктик СПГ 2».
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков выразил уверенность, что к 2030 году объем грузопотока составит 100 млн т, вследствие чего снизится стоимость перевозки товаров по СМП. По прогнозам «Росатома», к 2035 году грузопоток по Северному морскому пути составит от 150 млн т (при базовом сценарии) до 192 млн т (при реализации позитивного прогноза).
В границах стратегии развития Севморпути, к 2035 году планируется осуществить 155 проектов, направленных на модернизацию инфраструктуры. Они включают в себя возведение новейших и расширение действующих портовых комплексов и терминалов, а также постройку ледоколов. На эти цели выделено около 1,8 трлн руб. По словам заместителя председателя правительства — полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, объем налогов от реализации проектов крупных российских компаний по развитию СМП составит 13 трлн руб. Начальник управления президента РФ по вопросам национальной морской политики Сергей Вахруков на ПМЭФ-2025 предложил вывести Севморпуть на фондовый рынок по аналогии с Суэцким каналом и Евротоннелем.
Растущий интерес к СМП проявляет Китай. По словам министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекунова, Пекин рассматривает Севморпуть как стратегически важный маршрут, который не только на 40% короче пути через Суэцкий канал, но и служит подстраховкой в случае напряженности в Южно-Китайском море. В свою очередь, Соединенные Штаты оспаривают статус некоторых проливов СМП, настаивая на их международном характере. Вашингтон считает, что в этих акваториях должно применяться право транзитного прохода.
Развитие судоходства в Арктике несет риски для хрупкой экосистемы региона, насчитывающей более 20 тыс. биологических видов, включая животных, птиц, рыб и растения, многие из которых являются эндемиками, то есть встречаются только там.
Увеличение трафика повышает вероятность аварий и разливов нефти или СПГ, что угрожает морским млекопитающим и рыбным запасам. Ущерб от таких инцидентов особенно существенен из-за наличия ледового покрова, затрудняющего процесс ликвидации последствий подобных аварий. Среди других опасностей — загрязнение окружающей среды от работы дизельных двигателей, строительства морской инфраструктуры и промышленности. Сопутствующей проблемой является шумовое загрязнение, возникающее, например, в процессе работы двигателей судов или подводной разведки. Это может вынудить животных покинуть традиционные места обитания.
Глобальное потепление, невзирая на все угрозы, рассматривается как 1 из факторов развития Севморпути, так как таяние льдов увеличивает период навигации без участия ледоколов. В 2024 году в Институте народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН общий положительный экономический эффект от изменения климата в контексте развития СМП оценили в 492 млрд руб. Однако, по мнению экспертов, лед полностью не исчезнет. Он будет оставаться, как минимум, в зимний период.
«Росатом» реализует обширную программу мониторинга экологической обстановки в акватории Северного морского пути. Эта инициатива стартовала в 2021 году. В ходе реализации программы осуществляется забор проб морской воды и атмосферного воздуха, выполняются лабораторные анализы, а также изучаются данные, поступающие со спутников.
Страны активно сотрудничают на международном уровне, чтобы обеспечить охрану Арктики. Например, Арктический совет, сделанный в 1996 году с участием восьми арктических государств, включая РФ, координирует усилия по устойчивому развитию и защите окружающей среды. В границах организации создано 6 рабочих групп, отвечающих за различные направления, в том числе устранение загрязнений в Арктике и сохранение флоры и фауны.
СМП — это арктическая трасса, протяженность которой составляет около 5,6 тыс. км. Данный маршрут представляет собой наиболее короткий морской путь, соединяющий Европу с Азией. Он играет ключевую роль в доставке ресурсов и других товаров.
На перемещение по Северному морскому пути влияет ледовая обстановка. Для навигации необходима поддержка атомных ледоколов. У РФ на сентябрь 2025 года 8 таких судов. На разных этапах строительства находятся еще 4 атомохода, в том числе головной ледокол «Российская Федерация » мощностью более 160 тыс. л.с.
Севморпуть укрепляет позиции РФ в глобальной логистике. В частности, маршрут привлекает интерес Китая в качестве альтернативы Суэцкому каналу.
Глобальное потепление способствует развитию СМП, продлевая навигационный период без необходимости задействовать атомоходы. Однако интенсификация использования маршрута несет риски для арктической экосистемы.