В роли Шарикова из культовой ленты «Собачье сердце» Владимир Толоконников не просто достиг бешеной популярности, но и пережил личную трансформацию. Образ весьма не классического советского персонажа стал определяющим в его творческом пути. Но как артист со столь нетипичной внешностью смог завоевать признание, и почему его судьба оказалась так тесно переплетена с этим персонажем — читайте далее...
Перед съемками фильма режиссер Владимир Бортко искал актера с крайне выразительной, или даже скорее карикатурной внешностью. Ему нужен был артист, который способен достоверно передать образ существа, существующего «на грани животного и человека».
Помощники режиссера направляли запросы в театральные труппы по всей территории СССР с необычайной просьбой: прислать фото «наиболее непривлекательных актеров». В итоге из многочисленных снимков Бортко остановился на изображении актера из Алма-Аты – Толоконникова, запечатленного в клоунском гриме. В итоге он был приглашен на кинопробы.
«Я вошел в свой кабинет и обнаружил за столом нечто, напоминающее собаку в галстуке!» — так Владимир Бортко описывал свою первую встречу с Толоконниковым.
Не смотря на выбор режиссера, собственно процесс утверждения Толоконникова на роль оказался весьма затруднительным. Дело в том, что худсовет «Ленфильма» активно продвигал млодого Николая Караченцова, который тогда был бесспорным фаворитом зрителей.
«Караченцов, несомненно, талантливо имитировал собаку, но его актерское амплуа — это образ романтического героя. Мне же требовалось совместить в одном персонаже черты пса и пьяницы», — объяснял свою точку зрения Владимир Бортко.
Однако режиссер категорически настоял на своем и поставил ультиматум: либо он снимает Владимира, либо вовсе покидает проект. К счастью, сработало, и выбор Бортко оказался полностью оправдан: уже на этапе кинопроб всем стало явно, что Толоконников безупречно реализует творческий замысел – тот самый, который так отстаивал.
Фото: Евгений Одиноков. Источник: ria.ru
Роль, конечно, была непростая, а само воплощение образа Шарикова обернулось для Толоконникова подлинным испытанием. Грим, который должен был сделать из него «недочеловека», вызывал неимоверные страдания: на лицо наносились многочисленные слои специального клея. Учитывая, что съемочный день порой растягивался до двенадцати часов выдержать это было непросто. Удаление грима доставляло актеру не меньше мучений.
Но это было только начало злоключений: так, во время съемки эпизода в буфете, где Шариков разбивает стекло, по неосторожности Толоконников получает глубокий порез руки. Из-за этого работу над сценой пришлось остановить. Не менее изнурительным оказался и эпизод с потопом: Владимиру Толоконникову и Нине Руслановой (она сыграла роль кухарки) многие часы пришлось находиться в ледяной воде.
Ки...