
Культовый фильм Фрэнсиса Форда Копполы давно стал не просто гангстерской сагой, а настоящей частью мировой культуры. Его цитируют, пародируют, изучают в киношколах, а кадры и реплики навсегда вошли в историю кино.

Кадр из фильма
До 1972 года, когда Коппола создал «Крестного отца», образ гангстера в Голливуде выглядел совсем иначе: что-то на уровне грязного бандита с предельно низким IQ. Тематически и стилистически Коппола вывел его на высокий художественный уровень, добавив шарма. Также он вплел в сюжет темы семьи, ответственности, верности и разлагающей коррупции, которая таится в самом сердце американского общества. Получился масштабный и захватывающий фильм, которому до сих пор нет равных в жанре криминальной драмы.
10 фактов о производстве фильма
Питер Барт из Paramount купил права на роман Марио Пьюзо «Крестный отец», когда тот был всего лишь 20-страничным наброском.
Босс мафии Джо Коломбо и его организация пытались сорвать съемки картины.
Фрэнк Синатра подключал своих друзей-мафиози, чтобы угрожать создателям фильма.
Коппола проводил репетиции в формате импровизаций: актеры садились за семейный ужин и не могли выходить из роли.
Марлон Брандо хотел, чтобы Дон Корлеоне выглядел «как бульдог». Для этого он на съемках носил специальный зубной протез (хранится в Музее кино в Нью-Йорке).
Свадебную сцену снимали четыре дня, задействовав более 350 статистов.
Оператор Гордон Уиллис назвал стиль фильма «газетная фотография в плохом цвете» и разработал собственную технику экспонирования.
Съемки велись на 120 локациях в Нью-Йорке.
Кот в руках Брандо в первой сцене был подобран на студии в Гарлеме. Он так громко мурлыкал, что диалоги пришлось перезаписывать.
Смерть Сонни — самая дорогая сцена во всем фильме ($100 000). Также она стала одной из самой жестоких в то время: актер Джеймс Каан носил на себе 127 пиротехнических зарядов, имитировавших пули.
Не пропустите! 7 главных фильмов с Робертом Де Ниро, обязательных к просмотру.

Кадр из фильма
10 фактов об актерах
В Paramount считали Брандо «кассовым ядом» и не хотели его брать.
Брандо часто пользовался подсказками на площадке, считая, что так его игра будет естественнее.
Голос Дона Вито был списан с реального мафиози Фрэнка Костелло.
На экране Брандо появляется чуть меньше часа.
На роль Майкла рассматривались Уоррен Битти, Дастин Хоффман, Джек Николсон, Роберт Редфорд и Роберт Де Ниро.
Гонорар Пачино составил всего $35 000 — столько же, сколько у Каана и Кейтон, и на тысячу меньше, чем у Дювалла.
Бабушка и дедушка Пачино по материнской линии приехали в США из Корлеоне (Сицилия).
Джеймс Каан и Пачино были на 10 лет моложе актрисы Морганы Кинг, сыгравшей их мать.
Реплика «Оставь пистолет, возьми канноли» была импровизацией.
-
В фильме участвовали многие родственники Копполы:
сестра Талия Шайр (Конни),
мать (в эпизоде в ресторане),
отец (пианист и композитор),
дочь София (младенец в крещении, позже Мэри в 3-й части),
сыновья Роман и Джан-Карло (эпизоды),
жена Элеонор.
И еще! 10 интересных фактов об Аль Пачино.

Кадр из фильма
10 фактов о релизе фильма
Студия требовала уложиться в 2 часа 15 минут, но фильм вышел на 2 часа 55 минут.
Очереди в кино были легендарными. Некоторые даже продавали места в очереди.
Продюсер Альберт С. Радди даже украл копию фильма, чтобы устроить спецпоказ для мафии.
«Крестный отец» стал самым кассовым фильмом 1972 года и до выхода «Изгоняющего дьявола» оставался лидером всех времен.
Картина получила 11 номинаций «Оскар», выиграв три (лучший фильм, лучший актер — Брандо, лучший сценарий — Коппола и Пьюзо).
Брандо и Де Ниро — единственные актеры, получившие «Оскар» за одного и того же персонажа (Вито Корлеоне).
Итало-американская община критиковала фильм за то, что все итальянцы там показаны как бандиты и мафиози.
В 1990 году «Крестного отца» включили в Национальный реестр фильмов США.
В списке 100 лучших американских кинофильмов по версии Американского института киноискусства фильм занимает 3-е место.
Музыка Нино Рота сначала была номинирована на «Оскар», но дисквалифицирована, так как часть тем использовалась в фильме «Фортунелла» (1958).