
На первый взгляд — бесполезная забава. А на деле — та еще пища для размышлений…

Помните нашумевшее платье в полоску, которое одни видели черно-синим, а другие — бело-золотым? Или кота с навостренным хвостом, то ли поднимающегося по лестнице, то ли спускающегося по ней? Таких оптических иллюзий на просторах Интернета огромное множество, а все потому, что они десятилетиями будоражат наши умы.
Увлекают нас подобного рода визуальные головоломки не только из банального любопытства, но еще и желания расшифровать свой психологический портрет — нередко они сопровождаются громкими утверждениями в духе «оптическая иллюзия расскажет все о ваших тайных желаниях» или «рассмотрите картинку и узнайте свои сильные и слабые стороны». Но есть ли в этих высказываниях хоть щепотка научного обоснования?
Психолог Ричард Уайзман из Университета Хартфордшира решил разобраться в вопросе и расставить все точки над i. Вместе с коллегами он провел исследование, в котором приняли участие более трех сотен человек в возрасте от 18 до 79 лет.
Все подробности и выводы — в нашей статье.
Что показывают популярные оптические иллюзии
Итак, каждому участнику демонстрировали четыре изображения под условными наименованиями «утка или кролик», «ваза Рубина», «молодая женщина или пожилая дама» и «лошадь или тюлень». Представители научного сообщества должны были зафиксировать, что именно разглядели респонденты в первую очередь, а затем заполнить анкету с подробным описанием их личных характеристик. Например, наблюдатели оценивали импульсивность «подопытных кроликов», их тип личности и эмоциональную устойчивость.
И вот, что им удалось выяснить.
«Утка или кролик»

wikimedia
Участник первым делом увидел утку? Значит, он обладает низкой эмоциональной устойчивостью, то есть бурно реагирует на внешние раздражители.
Если же в поле зрения первым попал кролик, то человеку характерны общительность, организованность и долгосрочное планирование.
А вот распространяемая в Сети точка зрения, что утка символизирует оптимизм, а кролик — прокрастинацию, не подтвердилась.
«Ваза Рубина»

Если респондент сразу же рассмотрел лица, вердикт следующий: он — внимательная и чуткая натура, которая любит все новое и интересное.
Ваза же говорит о том, что человек импульсивен и при принятии решений ориентируется больше на интуицию, нежели на веские аргументы «за» и «против».
А вот теория о связи лиц с перфекционизмом, а вазы — с легкомыслием, опять же, оказалась мифом.
«Молодая женщина или пожилая дама»

wikimedia
Молодую женщину, как утверждают ученые, видят непостоянные люди, то есть склонные к спонтанности и неопределенности.
В то время как распознавание образа пожилой дамы свидетельствует о более логическом и продуманном подходе к принятию решений.
При этом явной связи между восприятием образа и такими характеристиками, как доброжелательность или склонность к лидерству, обнаружено не было.
«Лошадь или тюлень»

соцсети (ananavarro)
Если первым делом респондент увидел тюленя, то он опирается на интуицию, склонен к абстрактному мышлению, быстро переключается между задачами.
Лошадь же указывает на приверженность логике, последовательности и сконцентрированности.
Вывод
Могут ли оптические иллюзии раскрывать нашу личность? Отчасти да.
Некоторые устойчивые связи между первым восприятием и определенными чертами характера действительно зафиксированы учеными. С другой стороны, они не настолько однозначны, как хотелось бы верить авторам Интернет-тестов и мотивационных постов.
Профессор Уайзман называет подобные визуальные иллюзии «новой формой психологических мифов». Привлекательных, увлекательных, но далеких от мира точной науки и истины. Они скорее пробуждают интерес к самопознанию, чем дают конкретные и уж тем более верные ответы на наши вопросы.