
«Принцесса Мононоке» и другие картины, которые заменят курс по философии: заставят рассуждать о смысле жизни, этике и устройстве мира.
Сейчас в кинотеатрах снова можно увидеть «Принцессу Мононоке» в новой 4К-реставрации — одно из самых глубоких произведений Хаяо Миядзаки, которое заставляет задуматься о природе добра и зла, гармонии человека и природы, а также цене прогресса. И это отличный повод вспомнить, что аниме часто поднимает философские вопросы не хуже учебников и лекций, только делает это в форме увлекательных историй.
[1] «Принцесса Мононоке» (1997)

кадр из мультфильма
Режиссер: Хаяо Миядзаки
Эпическое фэнтези о противостоянии людей и духов природы. Здесь нет однозначных злодеев или героев — каждый персонаж действует исходя из своей правды. Фильм поднимает вопросы морального релятивизма, конфликта цивилизации и экологии, а также исследует идею, что мир держится на балансе, а не на победе одной стороны. Это почти визуальный трактат по этике и экофилософии.
[2] «Призрак в доспехах» (1995)

кадр из мультфильма
Режиссер: Мамору Осии
Киберпанковый шедевр, задающий вопросы о границах человеческой идентичности в эпоху кибернетических технологий. Что делает нас людьми — тело, разум или воспоминания? Как изменится мораль, когда сознание можно будет оцифровать? Фильм буквально иллюстрирует тезисы постгуманизма и философии сознания.
[3] «Евангелион» (1995-1996)

кадр из мультфильма
Создатель: Хидэаки Анно
«Евангелион» — это сложный сплав психоанализа, экзистенциализма и религиозной символики. «Евангелион» ставит зрителя перед вопросами: что значит быть личностью? Как мы справляемся с одиночеством? Какова цена спасения мира, если при этом теряется собственное «я»?
[4] «Паприка» (2006)

кадр из мультфильма
Режиссер: Сатоси Кон
Яркое и тревожное аниме о границах снов и реальности. Через историю о технологии, позволяющей входить в чужие сны, режиссер исследует природу подсознательного и хрупкость человеческой психики. Это философия Фрейда и Юнга, но в виде визуального карнавала.
[5] «Акира» (1988)

кадр из мультфильма
Режиссер: Кацухиро Отомо
Культовое антиутопическое аниме, в котором смешались политика, этика науки и восточная метафизика. «Акира» ставит вопрос: должен ли человек стремиться к абсолютной силе, если не способен контролировать самого себя? Фильм является одной большой философской дискуссией о границах познания и ответственности.
Аниме давно стало официальным языком, на котором можно говорить о свободе воли, природе добра и зла, смысле существования и цене прогресса. Если учебники философии пугают вас сухостью изложения, попробуйте начать с этих картин — они дадут вам не меньше пищи для ума, а местами и больше.
Текст: Маша Пешкова