Стив Лазаридес — экс-агент самого знаменитого «неизвестного художника»: таинственного Бэнкси. Они познакомились в родном для них Бристоле еще в 1997 году. Лазаридес, в ту пору занимавшийся фотографией, сотрудничал с журналом Sleazenation: его попросили сделать фотопортрет Бэнкси, тогда только начинавшего свой путь в уличном искусстве. Эта встреча оказалась для Лазаридеса судьбоносной: он подружился с художником и стал его агентом. Как рассказывал в интервью Sky News сам Лазаридес, это были веселые и беспечные дни. Бэнкси рисовал граффити на свой страх и риск — причем, днем, а не ночью; агент в свою очередь помогал ему выпутаться из щекотливых ситуаций. Например, по его наводке художник надевал флуоресцентную куртку и расставлял конусы — чтобы имитировать дорожные работы. Трюк оказался успешным: полицейские проходили мимо, не обращая внимания на Бэнкси. Еще одна идея Лазаридеса была связана с «одноразовыми» мобильными телефонами: раз в две недели он покупал новый телефон вместе с новым номером, встречался с Бэнкси в церкви и передавал ему девайс. Благодаря подобным мерам предосторожности художнику удалось сохранить инкогнито. Кстати, набор из 15 кнопочных «одноразовых» телефонов — включая Motorola, Sony и Nokia — тоже был выставлен Лазаридесом на аукцион: лот оценили в 20 000 – 40 000 долларов, однако он едва дотянул до 16 тысяч.
По словам Лазаридеса, Бэнкси не думал о коммерческом успехе, а просто жил моментом: им двигал интерес к искусству, приправленный толикой хулиганства, а вовсе не сухой расчет. Это отражало суть уличного искусства — работать вне официальных правил, практически в подполье. Неудивительно, что арт-истеблишмент, по словам Лазаридеса, отвергал Бэнкси, чувствуя в нем чужака. Зато его горячо полюбила публика: во многом это стало возможным благодаря распространению интернета. Оказалось, что уличному художнику для признания не нужны музеи и галереи — он может общаться со своим зрителем напрямую.
Сотрудничая с Бэнкси, Лазаридес не забывал и о фотографии: он сделал тысячи портретов художника, часть которых опубликовал в 2019-2020-м в двухтомнике Banksy Captured. И хотя их пути с Бэнкси разошлись еще в начале 2009 года, Лазаридес продолжает хранить тайны своего бывшего подопечного. В частности, на его кадрах не видно лица граффитиста, хотя запечатлено закулисье: процесс создания известных вещей. Кстати, причину, по которой их сотрудничество сошло на нет, экс-агент не раскрывает: намекает лишь, что ему хотелось продюсировать и других авторов, а проект «Бэнкси» забирал все силы. К тому же дерзкие адреналиновые вылазки начали его утомлять: подобные вещи, по словам Лазаридеса, — удел молодых. Как бы то ни было, ему хотелось целиком посвятить себя любимому делу — фотографии, и продажа архива Бэнкси стала еще одним шагом в этом направлении. На торгах «Под давлением: архив Бэнкси Стива Лазаридеса», проведенных аукционным домом Julien’s Auctions в Лос-Анджелесе 31 октября, было представлено 173 лота — принты, картины, рисунки, трафареты, стикеры, обложки журналов и дисков, созданные художником, пресс-релизы, написанные им от руки, а также предметы для настоящих фанатов — вроде его ношеных кроссовок. Самым дорогим лотом оказался принт «Девочка с воздушным шариком»: он был продан за 104 000 долларов (с эстимейтом 60 000). Правда, Лазаридес признался в недавнем интервью The Guardian, что недолюбливает эту работу: «Все думают, что на ней изображена счастливая сцена. Что же в ней счастливого, если девочка потеряла свое сердце?» Еще одним хитом стала небольшая монохромная картина «Человек в капюшоне»: при эстимейте 40 000 – 60 000 она продана за 78 000 долларов. Эта вещь, по словам Лазаридеса, относится к числу ранних работ Бэнкси: вероятно, она была создана в 1997 году. Тогда же художник написал еще одну работу, изобразив уличную сценку. Эта картина, правда, ушла всего за 19 500 долларов (при эстимейте 20 000- 40 000). Дешевле ожидаемого обошлись и кроссовки Бэнкси: они были проданы за 32 500 долларов (при эстимейте 40 000 – 60 000 долларов). В целом, на продажу было выставлено множество знаковых произведений: принт, изображающий хулигана, в руке которого вместо коктейля Молотова — букет цветов (Love Is In The Air (aka Flower Thrower). Еще один — со сценой из «Криминального чтива» Квентина Тарантино: только у персонажей вместо пистолетов в руках бананы. Или другая знаменитая вещь: «бобби», показывающий зрителю средний палец. В целом, торги прошли лучше, чем планировалось: всего удалось выручить чуть меньше 1,4 миллиона долларов — хотя ожидалось, что сумма будет скромнее, около 1 миллиона долларов. При этом часть лотов все-таки остались непроданными. В частности, «мелочевка» вроде постеров, обложек пластинок и дисков, придуманных Бэнкси. Или «статуэтка» премии Greatest Britons Art Award — видимо, не слишком известной: она вручалась единственный раз, в 2007 году — Бэнкси тогда наградили в номинации «искусство».
Лазаридес в интервью The Guardian отметил, что кое-что из вещей Бэнкси все-таки оставил себе на память: «Например, гневные записки, которые я находил по утрам, приклеенные клейкой лентой к монитору». Сохранились, очевидно, и хорошие отношения с художником, хотя они, по словам Лазаридеса, давно не общаются. В интервью Sky News бывший агент отметил, что в любом случае считает неправильным предавать Бэнкси и сливать информацию о нем прессе, да и публика вряд ли готова отказаться от любимого мифа: «Это все равно что сказать пятилетнему ребенку: Санта-Клауса не существует. Зачем я буду это делать? Зрители создали себе народного героя, и я не собираюсь у них его отнимать».
Ксения Воротынцева
Фото: скриншот сайта аукциона