В «Твиттере» (Х) разразились споры на вечную тему: кто же все-таки должен оплачивать поход в кафе на свидании. Известный биолог высказалась на этот счет с научной точки зрения.
Год за годом идут, а вопрос о том, кто закрывает счет в кафе на первом свидании, остается открытым. В начале января в «Твиттере» (Х) вновь началась дискуссия на эту тему: кто-то считает, что платить должен мужчина, кто-то — за правило «кто пригласил, тот и платит», а некоторые и вовсе решили, что у кого больше денег, тот и должен платить.
В одном из самых популярных постов на эту тему говорится так: «Нет никакого спора по поводу того, кто платит на свидании. Есть только истерики жадных мужчин, что женщины не хотят идти с ними на свидание из-за их жадности либо не хотят продолжать отношения после свидания, где мужчина продемонстрировал жадность и эгоизм. Если мужчина не хочет платить, он женщине уже явно не нужен, это стопроцентно неудачное свидание и она постарается сгладить неловкость, сама заплатит поскорее, чтобы от него отделаться и больше никогда не видеть его жлобское рыло».
Тем временем другая пользовательница рассуждает: «На первом свидании я всегда стараюсь платить за себя сама. Если мужчина настаивает заплатить — окей. Нет — тоже окей. Зачем столько драмы, девочки? При этом никто, ни один человек не настаивал на раздельном счете. Чудеса какие-то».
Известная научная журналистка и биолог Ирина Якутенко взглянула на ситуацию с научной точки зрения и посвятила этому большой пост в своем телеграм-канале «Безвольные каменщики». Якутенко рассказала о термине «секс за еду», который применим не только к миру животных, но и к человеку.
Итак, биологическая основа, из которой произрастает дилемма чашки кофе, в научном мире называется sex-for-food, или «секс за еду». Этим термином обозначают поведение существ, практикующих половое размножение, при котором самцы делятся с самками ресурсами (главным образом едой), а в ответ самки спариваются с этими самцами. Такая практика обоюдовыгодна: самка получает ресурсы, которые помогают выжить ей и потомству, а самец — приоритетную возможность участвовать в размножении и продвигать свои гены в череде поколений.
Секс за еду описан не только для многих приматов, волков, собак, летучих мышей, но и для человека, также практикующего половое размножение. Люди относятся к видам, у которых основное репродуктивное бремя ложится на самку, то есть на женщину. Более того, из-за развитого мозга и необходимости освоить огромное количество навыков детство у людей длится очень долго. И весь этот период мать вынуждена заботиться о своих отпрысках, то есть на нее приходится больше нагрузки, чем на самок других видов. Доступ к ресурсам партнера в этот период существенно повышает шансы на выживание как самой женщины, так и ее потомства. А точнее, их общего с мужчиной потомства, несущего гены обоих участников процесса.
То есть, когда мужчина без лишних вопросов закрывает счет в кафе, у женщины на подсознательном уровне появляется уверенность в надежности этого партнера на долгий срок, в том числе при создании и выращивании общего потомства. Конфликты же на эту тему возникают потому, что в современном мире женщина сама может вырастить детей и даже не встречаться с мужчиной для их зачатия. Биологическое не стоит на вершине отношений между мужчиной и женщиной, уступая чувственному и интеллектуальному. При этом биологические инстинкты остаются на подсознании у человека и никуда оттуда не планируют исчезать.
Если мы понимаем, какова изначальная природа этой практики, нам гораздо легче принять решение. Символически отдавая женщине символические же ресурсы (то есть закрывая счет в кафе или просто оплачивая чашку кофе), партнер демонстрирует поведение, очень поощряемое на уровне наших биологических реакций. То есть все участники процесса получают дополнительные плюшки: у женщины появляется уверенность в партнере, мужчина же повышает свою привлекательность в глазах женщины.