Киновед MAXIM пытается объяснить феномен простыми словами и даже без ненормативной лексики.
Сперва вкратце о том, что за зрелище оказалось перед вами. Экранизация психологического детектива XIX века популярного писателя-романиста Федора Достоевского. Волевой божий перст назначил режиссером постановки Владимира Мирзоева (создатель телехита «Топи»), а сценаристом — Анастасию Мирзоеву. Видать, божий перст был неуклюжим и задел две соседние фамилии в списке.
Сюжет, как вы помните, начинает движение с того, как бедный, склонный к хандре и мизантропии студент Родион Раскольников рубит в щепки старушку, которая зарабатывала на жизнь богопротивными микрозаймами. Под топор попадает и ее беременная сестра… Стоп, нет, в сериале все не так. А как?
Да никак. Всю первую серию напролет вы пялитесь в экран, пытаясь нащупать хоть какую-то почву под ногами. Кто эти люди, откуда, почему на дворе XXI век, но общаются они монологами XIX века от популярного писателя-романиста Федора Достоевского? Что за мертвая баба в бассейне? Какого черта аристократка встречает гостей на велотренажере, как в кинокомедии «Даун Хаус»? Может, и это комедия?
Сериал «Преступление и наказание» 2024 года волшебным образом объединил отличников и двоечников. Первые читали книгу, вторые — нет, однако все они пребывают в единой растерянности.
Когда зритель не втыкается в происходящее, это первичный признак того, что у авторов проблемы с изложением повествования. Большие проблемы. А окончательным доказательством служит тот факт, что если вы будете смотреть серии в случайном порядке, то количество смысла не изменится. Мы не шутим!
Кстати, с топором до бабки наш приятель Раскольников доберется лишь в концовке третьей серии. До этого у студента дела поважнее — бродить по каменному Петербургу со столь же каменным лицом и вести беседы с чертом-сатаной.
А Сатана-то какой роскошный! Жаль, он из другой книги, будто ошибся дверью и честно делает вид — дескать, ситуацию контролирует и по сценарию должен находиться тут. А так как он единственный, кто расписан и отыгран детально и убедительно, возникает ощущение, будто не Сатана, а все остальные характеры — чужие. Фильм отдельно, артисты отдельно, Сатана на месте.
Актеров жалко всех, всех поголовно. В глазах читается ровно то же безнадежное изумление, как у зрителя. С другой стороны, они участвовали в злодеянии за деньги. Соучастники преступления, и их испуганные лица — наказание.
Из хорошего — музыка и… ну, и… и… наверное, буквы в титрах не раздражают. Быт борделя почти удался — видимо, авторы в теме. Одна путана другую нахваливает: у тебя будет успех, ты кроха-няша-лолиточка, как из Набокова, при этом обе шалавочки совершенно одинаковых габаритов. Не смогли найти лолите напарницу повыше, перевелись в России актрисы высокого жанра. И вот такое «внимание к деталям» у авторов все время.
Смотришь и думаешь: ведь не авторский арт-проект на двоих, тысячи людей месяцы и годы над сериалом работали, кто-то огромные деньги из кассы выдавал, сценарий читал и присматривал, как там выходит. И вот такая многолюдная гора родила такого мышиного монстра.
В качестве комедии «Преступление и наказание» смотрится и заводит. Подобно «Даун Хаусу» по книге того же популярного писателя-романиста Федора Достоевского. Только перед нами отнюдь не комедия. Да и терпение лопается через полчаса просмотра.
А самое ужасное — если поначалу зрелище походит на эксперименты российских постмодернистов нулевых, то по мере продвижения сериал все больше и больше скатывается к российскому кино 90-х. А русские фильмы 90-х — вы наверняка в курсе — худшее явление за всю историю мирового кинематографа.
Ладно, давайте возьмем тайм-аут, глубоко выдохнем и отвлечемся чем-то благопристойным: Аксенова, Снигирь, Михайлова и Толстоганова: фото красавиц сериала «Преступление и наказание».