Блокбастер стоит увидеть, чтобы понять — насколько китайская агитация обогнала и превзошла российское кино.
Начнем с банальностей. Со слов товарища Ленина мы знаем о ключевой роли кинематографа в деле наставления зрителя, дабы узрел строитель коммунизма единственный верный путь и не завалился с вектора партии набок. Добрая половина советской экранной классики придерживалась строгих агитационных методов, умудряясь при этом выглядеть не постыдно, начиная с картины Броненосец «Потёмкин» и заканчивая почти любым политическим триллером по письменам Юлиана Семёнова.
Голливуд все годы холодной войны не стесняясь практиковал аналогичные методы, и как только на первых видеокассетах в СССР появились антисоветские ленты про Рэмбо или Рокки, выяснилось, что советская агитка в лобовом столкновении проигрывает голливудской. Голливуд победил и успокоился. Какое-то время в тамошних фильмах размахивали звездно-полосатыми флагами, но со временем патриотическая символика стала восприниматься даже в самом Голливуде либо в переосмыслительном, либо в ироническом контексте.
На дворе 2024-й год и вот уже в новых условиях российское кино ищет истинно верную патриотическую тональность. Почему-то на такую работу соглашаются не лучшие люди нации и явно не Эйзенштейны. Результат тоже не Эйзенштейн.
И тут на наших экранах возникает страшно дорогой продукт китайского масскульта: «Декодер. Игра гения». Непростительно красивое кино про китайского Алана Тьюринга, асоциального математика, который взламывал американские тайные шифры в годы холодной войны. Судя по всему, персонаж не вымышленный.
Стартует «Декодер. Игра гения» как Гарри Поттер — маленького сиротку забирает к себе на обучение в школу математических джедаев благочинный профессор. На дворе бурные 1940-е года, а китайский профессор живет богато, как все профессора в советских фильмах — коньяк и хрусталь по стенам, ковры на полу и неиссякаемые запасы горячей лапши.
Падаван Цзюн вырастает в необщительного замкнутого студента, которого берет под свою опеку еще один гений — бежавший в Китай от Гитлера польский математик (будем звать его Джон Кьюсак, ибо он его играет).
На дворе уже 60-е, бардак и культурная революция, Джону Кьюсаку предлагают богатую работу в Соединенных Штатах, на самых настоящих компьютерах! Кьюсак зовет с собой Цзюна, но тот остается со своим народом и в итоге попадает в шабашку. Военный режимный лагерь, где тысяча китайцев взламывают компьютерные шифры Пентагона вручную — карандашом и счетами. Начинается заочный поединок ученика и учителя.
Помните оскароносные «Игры разума»? Вот далее вас ждет нечто подобное, только в разы богаче и даже талантливее. Команда агентов-дешифровщиков противостоит американскому злу. Ученые работают за миску риса и толкают речи о преданной и бескорыстной любви к отечеству. Из красот — транспаранты «Трудись на благо Родины» и психоделические сны Цзюна, в которых он находит невероятные решения, неподвластные обычной логарифмической линейке.
США в фильме — тотальное инфернальное зло, из друзей — один лишь СССР, но тот тоже без компьютеров. В буржуазном империализме омерзительно тотально всё, даже популярная эстрада. В фильме «Декодер. Игра гения» вас ждет самая кринжовая сцена с песней The Beatles в истории мирового кинематографа. В одном их сновидений до зубов вооруженные хиппи под песню «I Am the Warlus» расстреливают убегающего математика. Нет, это не стеб — фильм серьезный и каменный, как Великая китайская стена. Такой ненависти к The Beatles даже в СССР не наблюдалось.
В идейном плане самая большая проблема кинокартины в том, что она от том, как китайцы с сохой и лопатой обставили Америку с её компьютерами и «битлзами». Ночующий в конуре барака нищий гений помог Китаю создать атомную бомбу, что его не тревожили шпионы США и хиппи-пацифисты.
Но главное — как это снято, не оторваться! Режиссер Чэнь Сычэн и артист главной роли Лю Хаожань подняли политический триллер-агитку на уровень абсолютно недосягаемый для российских ремесленников. Такими темпами и патриотическое кино в России скоро станет китайским.
«Декодер. Игра гения» в российском кинопрокате с 21 ноября 2024 года. Режиссер Чэнь Сычэн. В главных ролях Лю Хаожань, Джон Кьюсак, Чэнь Даомин и Дэниэл У.
P.S. Культурная экспансия на этом не остановится: в ремейке комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» итальянцы станут китайцами.