Летом 1965 года состоялась премьера первых двух серий гениальной киноэпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир». В тот день работу режиссёра в Кремлёвском дворце съездов смогли увидеть только члены съёмочной группы и представители Госкино.
На Московском кинофестивале в том же году были представлены две первые серии картины, которая в итоге получила главный приз. И этого было достаточно для того, чтобы слава об этой ленте прокатилась волной и обеспечила на премьере в 1966 году неслыханный интерес зрителей. Люди часами выстаивали в очередях, чтобы увидеть первую серию под названием «Андрей Болконский».
Великий режиссёр для великого кино

Сергей Бондарчук.
В 1956 году американский режиссёр Кинг Видор выпустил экранизацию «Войны и мира», которая имела успех у зрителя. Однако советские кинематографисты решили создать отечественную версию, способную превзойти западный фильм как по масштабности, так и по глубине раскрытия замысла Льва Толстого. Изначально режиссёром картины планировался Иван Пырьев. В архивах «Мосфильма» сохранились документы, подтверждающие, что в 1958 году началась предварительная работа по подготовке экранизации. Однако Министерство культуры СССР не одобрило кандидатуру Пырьева, решив, что проекту требуется новая энергия и свежий взгляд.
В 1961 году ключевую роль в выборе режиссёра сыграла министр культуры Екатерина Фурцева. На совещании в Министерстве культуры, где присутствовали представители «Мосфильма» и сам Бондарчук, было принято окончательное решение доверить постановку Сергею Фёдоровичу. На тот момент он уже получил широкое признание за свой режиссёрский дебют «Судьба человека», который продемонстрировал его глубокое понимание человеческих судеб и исторического контекста. К тому же именно за него ратовали представители Министерства обороны, которые могли, благодаря имеющимся ресурсам, обеспечить съёмки масштабных сцен.

Сергей Бондарчук.
Выбор Бондарчука не был случайным. Помимо актёрского мастерства, он обладал уникальным чувством эпичности и способностью передать дух эпохи. К тому же его военный опыт и личная привязанность к произведению Толстого делали его идеальным кандидатом для такой грандиозной работы. После утверждения Бондарчука началась долгая и кропотливая подготовка. Поиск сценариста занял время, так как многие авторы отказывались от работы над столь масштабным проектом. В результате сценарий был доверен В. И. Соловьёву, фронтовику и участнику Великой Отечественной войны. Это позволило придать фильму достоверность и глубину.
Бондарчук не только поставил картину, но и исполнил роль Пьера Безухова. Это решение вызвало споры, но оказалось крайне удачным, так как позволило режиссёру максимально точно воплотить образ на экране. Съёмки длились около шести лет, и в процессе Бондарчук столкнулся с многочисленными трудностями, включая колоссальные физические и эмоциональные нагрузки. Результат превзошёл все ожидания. «Война и мир» на тот момент стала не только торжеством советского кинематографа, но и одним из величайших достижений мирового кино.
Масштаб, уникальные декорации, новые техники съёмки

Кадр из фильма «Война и мир».
«Война и мир» Сергея Бондарчука вошла в историю как одна из самых масштабных кинолент мирового кинематографа. Подготовка к съёмкам заняла несколько лет; за это время была проведена колоссальная работа по воссозданию атмосферы России начала XIX века. Кажется, каждый, кто каким-либо образом имел даже самое опосредованное отношение к фильму, тут же проникался грандиозностью этого впечатляющего проекта. Многие музеи открыли свои хранилища и предоставили коллекции для воссоздания достоверной атмосферы.
А предприятия всей страны шили костюмы, в точности повторявшие исторические. В кадре в результате появилось множество уникальных предметов быта и старины, а те, что не были оригинальными, были воссозданы по имеющимся образцам. Даже обеденный сервиз по спецзаказу изготовили на Ломоносовском заводе, используя для его создания рисунки того исторического периода. Для съёмок сцен охоты использовали породистых борзых одного из лучших питомников страны.

Кадр из фильма «Война и мир».
После выхода фильма на экраны зрителей и критиков больше всего удивляли батальные сцены. Они захватывали дух и не оставляли ни единого шанса сомневаться в гениальности режиссёра, сумевшего подчинить себе такое количество людей и механизмов. Специально для работы в фильме был создан Кавалерийский полк, а в экранном Бородинском сражении было задействовано больше 15 тысяч человек, в том числе пехотинцы, кавалеристы, пиротехники и многие другие специалисты. Количество шашек, снарядов, дымовых гранат и литров керосина исчислялось тысячами.
Особое внимание уделялось деталям. Легендарный дуб, упомянутый в романе Толстого, был найден в соседней деревне, доставлен на съёмочную площадку в разобранном виде и вновь собран с помощью скоб. Ржаное поле создавалось вручную: каждому солдату массовки было поручено вырыть по 30 ямок и воткнуть в каждую пучок соломы. Для создания эффекта горящей Москвы были построены декорации города XIX века в Волоколамске, которые в соответствии с сюжетом сожгли дотла.

Кадр из фильма «Война и мир».
Сергей Бондарчук стал первым в мире режиссёром, применившим дистанционно управляемые камеры, передвигающиеся по проводам длиной 300 метров. Эта новаторская технология позволила снять масштабные батальные сцены с высоты птичьего полёта, создавая эффект полного погружения в хаос сражения. Камера буквально парила над полем боя, фиксируя мельчайшие детали: взрывы, движение конницы, падение солдат. В целом создание «Войны и мира» стало событием не только для советского, но и для мирового кинематографа. Бюджет фильма составил рекордные 8 миллионов рублей, но он полностью окупился, так как в СССР картину посмотрели более 130 миллионов зрителей. Масштаб натурных съёмок, сложность декораций и количество задействованных людей до сих пор остаются недосягаемыми для большинства кинопроектов.
Актёрский состав

Кадр из фильма «Война и мир».
Наверное, самой непростой задачей для Сергея Бондарчука стал выбор актёров. Режиссёр отнёсся к этому очень серьёзно; для него было крайне важно найти именно тех, кто точно подходил бы под образ. Но при этом он был довольно снисходителен к возрастным условностям. Если бы он зациклился ещё и на этом, процесс утверждения кандидатур мог затянуться на неопределённое время. Персонажей в романе Льва Толстого было много; имели значение не только главные герои, но и второстепенные.
Некоторых исполнителей утверждали практически сразу, а поиски других тянулись иногда целый год. Их находили уже в то время, когда какие-то сцены уже были сняты. Исполнителей искали по всей стране; помощники Сергея Бондарчука имели чёткий список требований и ездили по театрам, стараясь за внешними данными увидеть и талант, и соответствие предполагаемому образу не только внешне, но и по характеру. Основные фотопробы начались за 5 лет до выхода первой серии картины на широкие экраны.

Кадр из фильма «Война и мир».
Особые сложности возникли с ролью Наташи Ростовой, на которую пробовались десятки профессиональных актрис, а зрители даже предлагали своих кандидаток. Ни Людмила Гурченко, ни Валентина Малявина не удовлетворили взыскательному вкусу режиссёра. Впрочем, с первого взгляда не произвела на него впечатления и балерина Людмила Савельева. Но после проб стало понятно: вряд ли кто-то сможет воплотить на экране культовый образ лучше, чем эта хрупкая девочка с широко распахнутыми глазами. Она покорила Сергея Бондарчука детской непосредственностью и природной грацией.
Андрея Болконского могли сыграть Иннокентий Смоктуновский или Олег Стриженов; однако и тот, и другой сами отказались от съёмок. А вот Вячеслав Тихонов, кандидатуру которого предложила сама Екатерина Фурцева, попал в самую точку. Ему удалось показать зрителю настоящего Болконского с его трагическим стремлением к идеалу и порывистостью души. А вот роль Пьера Безухова режиссёр взялся играть сам, хоть и пришлось ему весьма непросто.

Кадр из фильма «Война и мир».
Напряжение и ожидания от будущей картины были настолько высоки, что в какой-то момент Сергей Бондарчук не выдержал — он даже пережил инфаркт и клиническую смерть. Но, как только ему стало немного лучше, он ушёл из больницы, отказавшись продолжать лечение. Он спешил на съёмочную площадку. В результате кропотливого поиска и отбора актёрский состав «Войны и мира» стал одним из ключевых факторов успеха фильма, передавшего глубину и многослойность произведения Толстого.
Триумф киноэпопеи

Кадр из фильма «Война и мир».
«Война и мир» стала настоящим триумфом. В СССР фильм посмотрели более 130 миллионов зрителей. Картина вызвала восторг не только у простых зрителей, но и у критиков, которые отмечали потрясающую точность передачи духа романа и визуальную грандиозность. На международной арене фильм был удостоен множества престижных наград. В 1969 году картина получила премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Также фильм завоевал «Золотой глобус» в той же категории. На Московском международном кинофестивале «Война и мир» была отмечена Золотой медалью. Фильм был представлен на внеконкурсном показе кинофестиваля в Каннах, получил Почётный приз за сложные движения камеры на VII конгрессе МАНК в Праге и Премию Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке.

Кадр из фильма «Война и мир».
Критики назвали фильм «эпопеей, удерживающей баланс между зрелищностью и философской глубиной». В пресса за рубежом восхищались мастерством Бондарчука, и тем, как советская команда сумела создать правдивую атмосферу эпохи, не упустив ни одной детали. Даже в Голливуде признавали, что подобного размаха и точности в историческом кино ещё не было. Фильм был тепло принят не только на Западе, но и в Японии. За границей высоко оценили как актёрские работы, так и технические новшества.
Читать далее →