Егор Кончаловский: Может прозвучать жестоко, но часто отношения, предшествующие браку, дают возможность сделать все ошибки и понять их

MAXIM 1 час назад 16
Preview

Большой разговор о фильме и отношениях.

Режиссер Егор Кончаловский. 47-й Московский международный кинофестиваль, Москва, 24.04.2025

, фото: ТАСС

Главный вопрос по поводу «Авиатора»: что вы сделали, чтобы зрители после просмотра не сказали «Книга лучше»?

Экранизировать роман вообще очень тяжело, потому что его невозможно уместить в полнометражный фильм. Роман — это скорее сериал, из 8-12 серий, а то и больше. Поэтому мы были вынуждены все-таки делать историю по мотивам романа. Главное в данном случае уловить основные мысли оригинала и передать их. Возможно, не совсем такими же событиями и средствами, как в тексте.

Евгений Водолазкин очень плотно принимал участие в производстве фильма. Он очень скрупулезный человек с точки зрения языка, ему было важно, чтобы герои говорили определенным образом. Мы много спорили с ним об этом, я пытался доказать, что люди так чисто и литературно говорят крайне редко. И Евгений всегда был очень внимателен к моим словам. Он очень умный, самоироничный и понимающий человек.

Егор Кончаловский

, фото:

архив

Вы же не сразу вошли в съемочную команду, верно?

Да, до меня была проделана определенная работа. Первую версию сценария писали братья Пресняковы, потом ее дорабатывал сам Водолазкин. Дальше над ним работал большой русский сценарист Юрий Арабов, к сожалению, недавно ушедший от нас. Из-за состояния здоровья ему много помогал ученик, Олег Сироткин.

Перед началом работы я прочитал саму книгу, а потом текущую версию сценария. Понял, что мне необходимо внести свои изменения, переработать сценарий под меня. Я пригласил моего друга, сценариста Мирослава Станковича, с которым сделал уже несколько проектов. В частности, мы заканчиваем очень необычный сценарий «Боги живут на соседней улице», будем делать книгу, повесть. Ему удалось, на мой взгляд, сохранить мысли и атмосферу Водолазкина и Арабова, адаптировав их под меня.

У нас было 26 версий сценария.

Александр Горбатов

, фото: GONCHAROV PHILIPP

Правильно понимаю, что с Водолазкиным было непросто?

Как раз наоборот, он прекрасно понимал, что кино — это отдельное произведение. И был готов идти на определенные компромиссы. Как и мы с Мирославом.

К счастью и моему удивлению, у нас сложилось невероятное созвездие актеров, даже на эпизодические роли мы пригласили больших артистов. Это и Костя Хабенский, и Саша Горбатов, и Женя Стычкин, и Илья Коробко, и Даша Кукарских, и Софья Эрнст, и Виталий Кищенко, и Ира Пегова, и Антон Шагин, и Наташа Вдовина, и Леша Кравченко, и Игорь Меркурбанов, и Валерий Баринов, и Сергей Барковский. Я безмерно всем им благодарен за согласие сниматься в подчас небольших ролях!

Константин Хабенский

, фото:

архив

Прекрасную музыку написал Максим Фадеев. И Евгений, как мне кажется, понимал, что в определенных моментах надо довериться съемочной команде.

Это вообще уникальный проект, в том числе потому что сделан во многом на частные деньги. Но и Фонд Кино нас серьезно поддержал. А Сергей Катышев, генеральный продюсер фильма — невероятный человек, который был одержим (в хорошем смысле) этим проектом. Все эти годы он был в него погружен, внес огромную творческую лепту. Сделал проект возможным. Я впервые делал фильм целых два года — отношение ко всему было невероятно скрупулезным, трепетным. Кастинг, съемки, постпродакшн, работа со звуком. И это, во многом, Сергей.

Была ли идея все-таки сделать из этой истории сериал?

Я предлагал это Сергею, как дополнительный формат. То есть, выпустить полный метр, а в дальнейшем реализовать историю в формате мини-сериала, на 4 эпизода. Материала у нас точно хватило бы. С точки зрения кассы и охвата аудитории, это было бы весьма логичным.

Может быть, он захочет его сделать. На мой взгляд, иметь два продукта лучше, чем один. Но пока остановились на полном метре — самом серьезном формате.

Кого-то из актеров пришлось уговаривать сниматься?

Женю Стычкину, но только потому что ему трудно дозвониться. Есть такие артисты, которым очень трудно дозвониться. Невозможно практически.

Евгений Стычкин

, фото:

Zolotarev Evgeny

Меня пугали сложным характером Александра Горбатова, но со мной он, замечательный артист, согласился пройти кастинг 10 раз, потому что мы пробовали его с разными актрисами. То есть он хотел! Александр идеально вписался в свою роль.

Константин Хабенский очень тщательно подошел к вопросу, он читал варианты сценария перед тем, как дать ответ. Я даже советовался с ним по одной из ключевых сцен фильма. Не скажу какой, но его мнение мне было важно при написании истории.

Егор Кончаловский и Константин Хабенский на съемочной площадке

, фото:

архив

По сюжету книги главный герой просыпается в 99-м году. Но вы решили «разбудить» его в современном мире. Почему?

Вот это к разговору, что все-таки в фильме произведение зачастую претерпевает довольно серьезные изменения. Отвечу просто: я слишком хорошо помню 90-е, чтобы возвращать эту атмосферу разрухи. Ржавые «девятки» с бандитами, которые ездят по улицам; ларьки; бедные люди на улице.

И, при этом, мне очень нравится то, что происходит сейчас в России. Я езжу по разным местам. Недавно был в Пятигорске, в Сочи, Питере, Москве. Страна строится, она становится очень красивой. Москва даст фору и Лондону, и Парижу, и Нью-Йорку, и в Лос-Анджелесу. Я везде и подолгу жил, поэтому могу сравнивать. При этом часть истории фильма проходит в 20-е годы, тоже не лучшие времена. Мы не стали множить разруху.

Кадр со съемок фильма «Авиатор», 2025

, фото:

архив

Зрители сейчас все чаще смотрят фильмы дома, из-за чего возникает соблазн чуть больше концентрироваться на истории и чуть меньше на визуале и звуке. Вы делали картину под домашний просмотр или под кинотеатры?

Я совершенно с вами согласен. Серьезный Голливуд весь в сериалы ушел, в кинотеатрах показывают только фильмы про «Человека Паука», где люди оглушены спецэффектами картинки и звука.

Мне кажется, что кинематограф будет и дальше в этом направлении двигаться: кинотеатр для больших, зрелищных, развлекательных фильмов, а телевизионный, домашний экран — для более серьезного кино. Хотя сейчас люди дома себе часто устанавливают очень качественную технику: проекторы, звуковые системы.

Что до нас, то мы снимали, конечно, для большого экрана. Широкоформатную и широко звучащую картину. Я надеюсь, что это получилось.

Александр Горбатов и Дарья Кукарских

, фото:

архив

Проект завершен и готов к премьере?

Я помню один знаменитый режиссер в советское время после многократного перемонтажа своей ленты сказал: «Ребята, мы уже начинаем портить фильм». Так что мы прошли все основные стадии, остались детали и мы готовимся к премьере.

Недавнее интервью Любови Толкалиной, в котором она рассказывала о вашем расставании — часть промо новой картины?

Мне кажется, что про Любу в последние годы два типа новостей: или какой-то легкий скандал, связанный с обнаженными фотографиями; или что-то обо мне / моей семье. Имею в виду Михалковых-Кончаловских.

При этом у Любы реальность стала вторичной относительно ее виртуальной реальности, ей так хочется оставаться актуальной в медиапространстве и, почему-то, в моей жизни. И это, конечно, трогательно, наивно и где-то немного пошловато, потому что вообще на самом деле мы расстались 20 лет назад. В 2005 году, когда я уехал жить отдельно. С тех пор у меня родилось два сына, я 10 лет женат на другой женщине.

Мы с Любой никогда не были женаты. Я ей позволял быть рядом. Она была моей подружкой, но в браке никогда не состояли. Да, у нас дочка есть, которую я очень, очень люблю. Это главное, что в наших отношениях случилось — наша дочь.

Но почему-то все эти 20 лет возникают все новые и новые версии нашего расставания. Ей хочется видеть себя некой роковой женщиной, разбивающей сердца, легендировать свою жизнь, а она просто сериальная актриса средних лет, которой нравится выставлять на показ интимные части своего туловища.

Поэтому не думаю, что она таким образом решила подсветить мой грядущий проект.

Любовь Толкалина в сериале «Антикиллер 2: Антитеррор», 2003

, фото:

Кадр из фильма

А смысл?

Не знаю! Люба говорит очень много разных вещей, которые противоречат друг другу. Мудрые люди говорят: когда хочешь скрыть правду, или молчишь, или говоришь очень много, без остановки, и вещи, которые противоречат друг другу.

Но мне грустно немножко и жаль, что все ее новости, то, что в жизни ее происходит, связаны так или иначе с человеком, с которым она рассталась много лет назад. Мы же долго просто не объявляли о расставании. Уже не жили вместе, но молчали — по ее просьбе.

Она — обиженная женщина. Нельзя женщину обижать. Это чревато. Меня это расстраивает, потому что мне ее немного жаль. Она талантливая актриса и неплохой очень человек.

Но это происходит уже не первый раз. Выдаются какие-то версии, фантазии, рассказывают какие-то истории о том как мы жили вместе, как расстались…И эти истории, к сожалению, часто являются полуправдой или просто неправдой.

Вы пытались узнать причины?

Ну конечно. Я пытался поговорить с ней, спрашивал, зачем выдавать все новые и новые версии нашей жизни. Муссировать тот факт, что она мечтала пойти со мной к алтарю, а я предложил брачный договор.

А я его потому и предложил, что понимал, что это единственный способ как-то соблюдать договоренности с ней. Устные она никогда не соблюдала. Не потому что она врунья. Просто у нее такой характер. Она очень такой волнующийся человек, часто меняющий свое мнение.

Поэтому да, я пытался поговорить, узнать, договориться, остаться друзьями. Но в какой-то момент оставил эту мысль.

При этом вместе вы были довольно долго.

Да, почти 10 лет. Мы начали встречаться, когда мне было 30 лет, а ей 18. Она меня купила тем, что была такой деревенской, рязанской девочкой, незамутненной каким-либо знанием. Она была чистым белым листом, на который можно было записать что угодно. К сожалению, я, наверное, записал на этом листе исключительно горечь. И Люба мне мстит…

Любовь Толкалина в спектакле «Оскар», 2005

, фото: Legion Media

Мы бы расстались раньше, но пришла новость, что у нас будет ребенок, и, конечно, это изменило ситуацию. Родилась Маша, с которой я очень дружу, общаюсь, и, мне кажется, она папина дочка. Абсолютно михалковская порода.

Рождение дочери отодвинуло неизбежное. Но я понимал, что не вижу будущего с Любовью. Не потому, что Любовь плохая или я плохой, а просто бывают характеры, которые несовместимы. К тому же вот эта же простота и деревенская девственность ее сознания стала в какой-то момент уже раздражать. Мне стало невыносимо скучно, душно. А потом, когда способом общения стали все чаще становиться истерики, стало мучительно. И чем дальше, тем больше был стресс, который я перманентно испытывал. Доходило до тоски, которая просто мешала мне жить. И я построил дом и ушел.

Вы продолжали снимать Любовь в своих фильмах даже когда были не вместе?

Мы не жили вместе к тому моменту, но расставание не афишировали. Так хотела Люба. И, надо сказать, я искренне хотел запустить ее карьеру. И это у меня получилось. Ну, собственно говоря, я во всех фильмах честно ее снимал. В главных ролях. Только в паре фильмов не смог, потому что там все актеры были из Казахстана или Азербайджана.

Она хорошая сериальная актриса. Допускаю, что в этом ей помогает та самая нервная внутренняя организация. Особенно для ролей пограничных, маргинальных.

Но в итоге расставание-то как прошло? Вы сели и поговорили?

Как я сказал, сначала мы хотели расстаться до рождения Маши, но ее появление изменило планы. Маша родилась в 2001 году. В 2005 году я съехал и стал жить отдельно. Мы просто виделись пару раз в неделю, и все.

Дальше была длительная поездка в Азию, где я снял 3 фильма. А это несколько лет. И понимая, что это надолго, я сказал ей, что надо расставаться. Но Люба как-то очень боялась этого момента. Видимо, потому что с 18 лет она была со мной. И, по сути, взрослую жизнь без меня не представляла. И так было вплоть до момента, когда у меня уже появилась другая семья. Было смешно и неудобно дальше все скрывать.

Люба тогда дала много интервью, снималась в журналах. Говорила, в частности, что мы расстались друзьями. Но обида у нее, видимо, уже была или пришла со временем.

Может быть, потому что я женился сразу и без брачного договора. Может, потому что я редко о ней говорю и вспоминаю. Но я всегда желал ей счастья. Если посмотреть ее соцсети, у нее было много других отношений за эти 20 лет. Но только я нашел в себе силы провести с ней 10 лет. Характер, тяжелый характер.

Но я ее любил первые годы, я очень люблю дочку и очень-очень хорошо к ней отношусь. Поэтому мне хотелось бы, чтобы она, во-первых, перевернула эту страницу и перестала все время возвращаться к нашей совместному общению, которое закончилось много лет назад. Во-вторых, наконец, обрела баланс, радость жизни и счастье. И перестала терять достоинство.

И хотел ей посоветовать, чтобы она поменьше снимала интимных фотографии, потому что это становится, в почти бальзаковском возрасте, немножко смешно.

Современные женщины не стесняются себя — это тренд.

Ну да. Просто это мне напоминает анекдот, в котором эксгибиционист перед бабкой распахивает плащ, а она: «Ой, сосиски купить забыла».

Поддерживали ли вы как-то ее уже после расставания?

При своей наивности и кажущейся простоте, Люба очень неплохо ориентируется во всем материальном. Она купила три квартиры, пока мы жили вместе, построила два дома. Она осуждала события 2015 года, но при этом сразу же купила себе в Крыму квартиру.

Она в этом смысле молодец. Что до меня, то я оставил квартиру московскую дочери — в ней почему-то Люба как раз сейчас живет. Купил ей новую машину, и взял на себя определенные обязательства по обеспечению жизни и образования дочери. Мы прописали это у нотариуса. Я выполнил все обязательства по отношению к дочке, и сделал это с огромным удовольствием, потому что, собственно, это то, во что имеет смысл вкладывать. Немного поддерживаю ее и сейчас.

Мария Михалкова-Кончаловская и Егор Кончаловский, съемки фильма «Большой дом»

, фото:

Архив Егора Кончаловского

Давление большой семьи на самом деле существует?

Да. Для тех, кто в ней изначально родился. И там это все начиналось еще с Петра Петровича Кончаловского, когда его жена (дочь Василия Сурикова), когда он писал какую-то картину, говорила: «Петя, говно!». И он грунтовал и рисовал что-то другое. И так исчезли десятки картин, которые сегодня стоили бы четверть миллиона долларов каждая.

Сыну Петра Петровича, Михаилу Петровичу, вообще запрещали рисовать. И разрешили только тогда, когда нашли под кроватью тайком сделанные рисунки.

И отец, и Никита весьма критически отзывались о моём кино. «А зачем такое снимать?», — говорили они. Называли мои фильмы вредными. Перестали, потому что я давно доказал свое право заниматься этим. Поэтому давление семьи приходится на ее членов.

Люба же просто слишком хотела понравиться. А в такие моменты ты теряешь себя, хотя надо всегда оставаться собой. Да и кто не принял? Мой дед прекрасно к ней относился. Отец в момент наших отношений работал в США. Дядя? Никита вообще ее в лицо не знает, у нас не было традиции собираться за столом. А кто еще-то?

Было ли у вас когда-нибудь чувство вины перед Любовью?

Было и есть. За то, как я уже говорил, что не смог этот белый лист наполнить чем-то позитивным. Что сделало бы ее жизнь счастливее. Не смог, потому что был слишком эгоистичен. Конечно, я делал вещи, которые ее не устраивали. За них я тоже чувствую вину.

Но был у нас один разговор, когда ей предложили сняться обнаженной для какого-то издания. Довольно откровенно. Середина 90-х, ей было 18 лет примерно. Она спросила меня, сниматься ей или нет.

Я говорю: «Ты взрослый человек и можешь решить сама. Для меня, как мужчины восточного, и, в то же время, православного, это будет не очень приятно, ведь я тебя обнаженной и так вижу. А значит, что эта фотосессия для других людей. Но это твоё решение». И Люба решила, что ей нужно участвовать в этой фотосессии. Я из этого сделал вывод для себя, что у нее свои приоритеты. И мое мнение вторично. Это не было претензией, но многое определило в моем дальнейшем восприятии наших отношений.

Возвращаясь ко мне — да. Я временами вел себя так, как лучше мужчине в отношениях с женщиной себя не вести.

В том числе быстро женились в новых отношениях.

Это может прозвучать жестоко, но часто отношения, предшествующие браку, дают возможность сделать все ошибки и понять их. Ты успеваешь повзрослеть, переоценить какие-то вещи, понять, чего делать не надо. Кому-то хватает одного опыта серьезных отношений, у кого-то это превращается это в постоянный процесс.

Но обращаю внимание, что все это применимо не только к мужчинам. Женщины же тоже могут проходить весь этот путь ошибок и прийти к пониманию, как их не повторять.

Читать продолжение в источнике: MAXIM
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'