Отечественный кинопрокат готовится к Новогодним каникулам, поэтому самые топовые релизы пока придерживает. Тем не менее, кинотеатры не пустуют: в этом месяце нас ждет отличный психологический триллер с Хью Грантом, очередная порция разговорных приключений от «Квартета И» и маленький пушистый медвежонок. Подробности — в ежемесячном обзоре от «Культуромании».
«Еретик», режиссеры Скотт Бек, Брайан Вудс, с 14 ноября
В ролях: Хью Грант, Софи Тэтчер, Хлоя Ист, Тофер Грейс
Сестра Барнс и сестра Пакстон привыкли к тому, что люди от них шарахаются: когда девушки стучались в дома, чтобы проповедовать Слово Божие, двери перед их носом захлопывались очень быстро. Но в этот раз им, кажется, повезло: мистер Рид был радушен и вежлив, угощал газировкой да и вопросы искренние задавал. Правда, что-то сестер напрягало: то ли странный полумрак в пустом доме, то внезапно сломавшийся замок, из-за которого миссионерки никак не могли выйти наружу….
По меркам фильмов ужасов «Еретик» Скотта Бека и Брайана Вудса вполне предсказуем: две невинные девушки оказываются один на один с маньяком и пытаются выжить. Все элементы этой нехитрой сюжетной схемы, которая встречается на экране довольно часто, в фильме есть: тут и мрачный дом, угрожающе возвышающийся на отшибе, и постоянно гаснущий свет, и жуткий подвал, из которого невозможно выбраться… Но сила «Еретика» не в этом. Он в ярчайших теологических спорах, которые провоцирует герой Хью Гранта, и психологическая дуэль с элементами детективного расследования, возникающая между ним и одной из его жертв. И, конечно, серьезным аргументом в пользу фильма становится сам Хью Грант, сыгравший в нем одну из лучших своих ролей.
«Конклав», режиссер Эдвард Бергер, с 21 ноября
В ролях: Рэйф Файнс, Стэнли Туччи, Джон Литгоу, Изабелла Росселлини
Время от времени всем известная Сикстинская капелла превращается в настоящее поле битвы. Именно здесь собираются кардиналы, чтобы выбрать нового папу. Эта задача никогда не была простой: чтобы занять Святейший престол, кандидаты не скупились на нечестную игру — и в ход шли интриги, сплетни и откровенная клевета. Но в этот раз конклав может стоить кому-то жизни. Ведь кардинал Лоуренс, ответственный за его проведение, наткнулся на компромат, способный перечеркнуть карьеру самым уважаемым священнослужителям. И если Лоуренс решится заговорить, крови не избежать.
Оскаровская гонка еще не началась, но списки потенциальных номинантов кинокритиками и просто знатоками кино давно составлены. В этих списках есть и «Конклав» —новый визуальный шедевр немецкого режиссера Эдварда Бергера, выпустившего в 2022-м «На Западном фронте без перемен» (4 победы на «Оскаре»).
В этот раз Бергер снова берется за экранизацию мощного литературного материала («Конклав» — роман-бестселлер Роберта Харриса). Триггером для режиссера стали не только провокационные теологические вопросы и психологические метания Лоуренса, переживающего кризис веры: для Бергера также важная детективная линия, отлично цементирующая сюжет. И, конечно, «Конклав» невероятно притягателен для визуалов: он лаконичен, графичен, точен — и красив не эффектно-броской красивостью, свойственной блокбастером, а подлинной живописностью, которая превращает фильм в большое кино.
«Любовь Советского Союза», режиссеры Никита Высоцкий, Илья Лебедев, с 7 ноября
В ролях: Ангелина Стречина, Роман Васильев, Роман Мадянов, Александр Устюгов, Игорь Петренко, Алёна Бабенко
Юная и одаренная артистка Галина внезапно становится большой звездой: после успешного кинодебюта в нее влюбляется вся страна. Она же отдает свое сердце Анатолию Коврову — знаменитому летчику-испытателю, который на второй день знакомства буквально крадет ее из театра и отвозит в загс. Впрочем, через год она сталкивается за кулисами с еще одним важным мужчиной в своей жизни — драматургом Кириллом Тумановым, решившим с того дня писать пьесы исключительно для нее.
«Любовь Советского Союза» Никиты Высоцкого и Ильи Куликова, безусловно, главный релиз этого месяца. Но основная беда его в том, что наши кинопроизводители в сотый раз наступили на те же грабли, о которых давно бы пора забыть. История выдуманной звезды советского экрана, Галины Ковровой, срисованная под копирку с биографии Валентины Серовой, задумывалась и снималась как сериал — масштабное помпезное действо с хронометражом в 8 серий. Решив перемонтировать его в полный метр, создатели бодро сели в капкан и с грохотом его захлопнули: сюжетные линии, даже прорисованные пунктиром, банально не укладываются в полчаса — и действие скачет, как блохи на дворовой собаке. Зрители просто не понимают, «откуда взялись все эти люди» и почему они себя так странно ведут. Не меньше вопросов вызывает и лучезарный образ товарища Сталина, превращенного на экране практически в полубога. И почему ночные аресты 1938-го года нужно воспринимать как нечто комедийное — тоже объяснить трудно.
С другой стороны, массированная рекламная кампания, запущенная прокатчиками и продюсерами, поможет фильму собрать солидную сумму, которая, в свою очередь, поддержит кинотеатры.
«Один день в Стамбуле», режиссер Авет Оганесян, с 14 ноября
В ролях: Леонид Барац, Камиль Ларин, Ростислав Хаит, Александр Демидов
Четверка великовозрастных друзей неожиданно для себя оказывается «путешественниками поневоле». Они приезжают в Стамбул по приглашению своего товарища, арендовавшего на выходные шикарную яхту. Однако во время перелета тот успевает отправиться в мир иной, и прогулка по Босфору превращается в вынужденные поминки. Дальше — больше: запутавшись в бесконечных поминальных разговорах и попытках устроить ревизию своим взаимоотношениям, герои внезапно понимают, что стали пешками в чьей-то чужой и не очень честной игре.
Как мы помним по предыдущим фильмам «Квартета И», мужчинам свойственно время от времени сбиваться в небольшие стаи и, перебивая друг друга, начинать жаловаться друг другу на жизнь. Этот трюк квартетчики проделывали уже несколько раз: франшиза «О чем говорят мужчины» стала одной из самых кассовых в их карьере. Правда, в этот раз их героям не суждено гулять по улицам Москвы (как в предыдущем фильме): во имя экзотики Садовое кольцо они поменяли на турецкий берег. Но в остальном формат остался без изменений: герои встречаются — и говорят, говорят, говорят…
«Приключения Паддингтона-3», режиссер Дагал Уилсон, с 28 ноября
В ролях: Бен Уишоу, Оливия Колман, Эмили Мортимер, Антонио Бандерас
Наивному и неуклюжему медвежонку снова не повезло. Он лишь хотел прижаться к теплому животу своей тети Люси — поэтому собрал вещички и отправился к ней в родное Перу. Однако в доме для престарелых медведей, любимой тетушки не оказалось: она исчезла за пару дней до его приезда. Пришлось бедолаге вместе с друзьями искать мохнатую родственницу в джунглях — а заодно и разгадывать загадку таинственного Эльдорадо, который, по легенде, может быть найден только медведем.
То, что косматый любимец больших и маленьких зрителей наконец-то нашел способ снова вернуться в наши кинотеатры, — это, безусловно, отличная новость. Тем более, что наше с ним расставание было достаточно долгим: предыдущий фильм — «Приключения Паддингтона 2» — вышел в январе 2017-го, то есть почти 8 лет назад.
Новость похуже: судя по трейлеру, долгая разлука не пошла медвежонку на пользу. Продюсеры и сценаристы немного подрастеряли драйв, и вместо оригинальных историй (которые всегда были у Паддингтона), выдали банальный сюжетный суррогат, достойный новогоднего утренника. К счастью, наивный и обожающий всех без исключения медвежонок остался прежним (и внешне, и внутренне), поэтому бежать в кино можно хотя бы ради него.
Вера Аленушкина
Фото: кадр фильма «Любовь Советского Союза»