Главные фильмы января 2025 по версии «Культуромании»

КУЛЬТУРОМАНИЯ 11 часов назад 64
Preview

Основной киноаттракцион января — так называемая «Новогодняя битва», которая с первым рабочим днем сбавляет обороты, но не заканчивается: самые крупные релизы года бьются за внимание и кошельки зрителей еще несколько недель после боя курантов. В этот раз главными претендентами на победу оказались две киносказки: «Финист. Первый богатырь» и «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича». Впрочем, январь 2025-го года дарит нам и другие фильмы, которые лучше не пропускать. Подробности — в ежемесячном обзоре от «Культуромании». 

«Агния», режиссер Павла Стратулат, с 30 января

В ролях: Евгения Громова, Сергей Гилев, Александра Виноградова

Крайний Север — место негостеприимное. Особенно, если ты мать-одиночка, а в твоем доме нет отопления и горячей воды. Характер в таких обстоятельствах портится довольно быстро. Поэтому Агния за словом в карман не лезла и, встретив на своем пути будущего мэра, быстро сказала ему все, что думала о сильных мира сего. Мэр, решивший не ссориться с представительницей «простого народа», предложил девушке работу: выложить печь в своем загородном доме (Агния была потомственным печником). Та согласилась. Однако, войдя в дом своего работодателя —кстати, красивого и молодого — быстро поняла, что проблем у этого прекрасного принца еще больше, чем у нее самой.

Павла Стратулат, ученица Павла Лунгина и Юрия Арабова, привезла свою дебютную работу на фестиваль «Маяк», где «Агния» получила сразу две награды: «За лучший сценарий» (сама Стратулат) и «Лучшая женская роль» (актриса Евгения Громова). Такой успех не случаен: у Павлы получился очень необычный ромком, переворачивающий с ног на голову традиционный сюжет про Золушку. Да и многие стандартные для жанра ситуации Стратулат перекраивает на новый лад, из-за чего поведение персонажей становится непредсказуемым, а привычные сюжетные формулы обретают второе дыхание.

«Василий», режиссер Дмитрий Литвиненко, с 23 января

В ролях: Александр Петров, Дмитрий Лысенков, Ян Цапник, Валентина Мазунина, Павел Ворожцов

Лет до тридцати Василий жил незаметно и просто: числился преподавателем ОБЖ в поселковой школе в Ковылкино, глушил горькую, щупал скотниц да продавщиц — и ничего не собирался менять. Но человек, живущий по другую сторону океана, все решил за него. Вдруг выяснилось, что в Мексике живет брат-близнец нашего Васи — он кинул местный наркокартель на очень большие бабки и теперь хочет залечь на дно, предъявив разъяренным наркобаронам вместо себя простодушного учителя ОБЖ.

«Василий» Дмитрия Литвиненко — это бенефис одного актера. Не будь в кадре Саши Петрова, говорить было бы не о чем: весь проект он тянет практически на себе, играя сразу две версии Василия — деревенского лузера и забугорного хитреца. При этом с закадровой командой фильму тоже повезло: над сценарием работал Андрей Золотарев (один из самых кассовых сценаристов нашей киноиндустрии), а производством занимались компании Art Pictures Studio и «Водород» (предыдущий проект тех же продюсеров — «Сто лет тому вперед»). Другая сильная сторона «Василия» — мексиканский колорит и антураж: большая часть съемок проходила именно в Мехико и его окрестностях.

«Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича», режиссер Игорь Волошин, с 1 января

В ролях: Екатерина Червова, Юрий Колокольников, Евгений Чумак

Артур Ваха, Светлана Ходченкова

Элли — большая любительница капризничать. Когда родители потребовали, чтобы она отдала свой мобильный телефон и все выходные общалась с ними, а не с виртуальными друзьями, девочка убежала от своих «мучителей» и запрыгнула вместе с Тотошкой в трейлер. Началась буря — и капризницу вместе с трейлером и верных хвостатым товарищем отнесло в страну Живунов. Чтобы вернуться домой, девочке придется найти волшебника Гудвина и исполнить желания трех спутников — Страшилы, Железного Дровосека и Трусливого Льва.

Еще до начала проката многомиллионный блокбастер Игоря Волошина сумел устроить бурю в российской киноиндустрии: фильм стал рекордсменам по предпродажам, собрав 320 млн рублей (до этого максимальная сумма была у «Мстителей. Финал» — 310 млн). Потом парад рекордов продолжился: свой первый миллиард «Волшебник» собрал быстрее всех других фильмов в истории российского проката, показал максимальный бокс-офис в стартовый день, максимальные сборы за одни сутки и т.д. Так что победитель пресловутой Новогодней битвы стал очевиден еще до старта.

Другое дело, что у зрителей к фильму оказалось много вопросов. Никто не ждал, что рассказ оборвется на середине (фильм заканчивается не возвращением Элли домой, а ее приходом в Изумрудный город). Стал сюрпризом и чересчур предсказуемый сюжет: несмотря на привязку к современности (мобильные телефоны), «Волшебник» полностью копирует сюжетный ряд, прочерченный Волковым. (А так как книгу мы все помним, то заранее можем предсказать, чем закончится любая сцена). Из плюсов — шикарно нарисованный Трусливый лев и «заговоривший» на экране джек-рассел. Хватит ли этих козырей до 2029-го года (дата релиза последнего из фильмов франшизы), узнаем через четыре года.

«Злой город», режиссер Константин Буслов, с 30 января

В ролях: Алексей Гуськов, Александр Метёлкин, Владимир Любимцев, Артем Волобуев

Начало 13-го века. Нахлынувшая на Русь Золотая Орда споткнулась о крохотный деревянный городок — Козельск. Лучшие воины Батыя не могли взять его несколько недель — и тысячи из них навсегда остались под его стенами. Разгневанный хан потребовал, чтобы строптивый Козельск спалили дотла, пепел развеяли по ветру, а название никогда не произносили вслух. Сам же Батый называл его попросту — «злой город».

«Злой город» — масштабный многобюджетный пеплум Константина Буслова («Калашников», «1941. Крылья над Берлином»). Сделан он строго по канонам жанра: избы горят, кони скачут, мужчины-богатыри бьются за Родину и за прекрасных дев. Вместо сюжета — батальные сцены, вместо интриги — сотни человек массовки в околоисторических костюмах. Сможет ли «Злой город» предложить что-то еще, пока сказать сложно, но любители подсчитывать чужие бюджеты разочарованными не уйдут: после «Волшебника Изумрудного города» и «Финиста» это третий по дороговизне блокбастер из всех фильмов января.

«Присутствие», режиссер Стивен Содерберг, с 23 января

В ролях: Люси Лью, Джулия Фокс, Крис Салливан, Каллина Лян, Лукас Папаэлиас

Новый психологический триллер Стивена Содерберга начинается как каждый пятый фильм ужасов: семья переезжает в пригородный дом, а там их ждут не дождутся потусторонние сущности. В итоге двери скрипят, вазы падают с полок, сопение за спиной слышится — и жизнь новоприехавших постепенно превращается в ад.

Но Содерберг не был бы Содербергом, если бы просто снимал очередной ужастик. Он пытается препарировать жанр, переворачивая сюжет с ног на голову и визуализируя на экране внутренние бури своих героинь. Эти поиски уже оценил кинофестиваль «Санденс», где как раз и состоялась премьера фильма. Следующее слово — за посетителями российских кинотеатров.

«Снег в моем дворе», режиссер Бакур Бакурадзе, с 30 января

В ролях: Бакур Бакурадзе, Леван Гоголадзе, Гиорги Бакурадзе

Леван и Гиви никогда не дружили, просто приятельствовали в детстве. Потом Гиви перебрался из Тбилиси в Москву, стал режиссером — не слишком удачливым, но раз в два года что-то снимал. Леван увлекся регби, получил несколько титулов, стал тренером — и благополучно спился. Сейчас он практически не выползает из своей норы, подворовывает и побирается — просит у случайных знакомых по соцсетям деньги на лекарства. Так он наткнулся на профиль Гиви — и тот бывшего знакомого пожалел. Он придумал Левону работу — писать сценарий о своем житье-бытье — и стал платить за каждую страницу сценариста-неудачника.

В ситуации, когда кино стремительно теряет индивидуальность, каждая искренняя интонация на экране — как глоток воздуха. У Бакура Бакурадзе такой искренности через край: он рассказывает незамысловатую, бессюжетную историю двух великовозрастных недотеп — и сжимается сердце. Видимо, все дело в любви: любить своих персонажей так безоглядно умеют немногие, это дар. Поэтому фурор на 26-м Международном кинофестивале в Шанхае (приз «За лучшую режиссуру»). Плюс это действительно один из лучших фильмов прошлого года.

«Финист. Первый богатырь», режиссер Дмитрий Дьяченко, с 1 января

В ролях: Кирилл Зайцев, Юлия Пересильд, Елена Яковлева, Фёдор Добронравов, Сергей Лавыгин

Златокудрому Финисту — первому силачу Белогорья — нет равных по ловкости и красоте, но песен, легенд да былин о нем никто не слагает. Оно и понятно: чтобы попасть в былину, нужно совершить какой-то подвиг невиданный, а для этого необходим лютый зверь или чудище. Чудища же, как назло, из Белогорья давно поразбежались: остались только поросята летающие да мелкая нечисть. Закручинившись, решается Финист на страшную глупость: вызывает на бой неведомого супостата, от которого еще никто не уходил живым. Битва заканчивается бедой: силушку свою Финист теряет, и оказывается пленником в восточной стране. А вместе с ним — верный напарник Милеха и рыжеволосая кокетка Баба-яга.

«Финист. Первый богатырь» Дмитрия Дьяченко — второй фильм-локомотив новогодней битвы этого года — интересен прежде всего тем, что продюсеры и сценаристы не побоялись рискнуть. Они не стали выдаивать последние капли из уже привычного образа Белогорья — и сделали шаг в сторону восточных сказок. Более того: Ивана Муромца на посту главного героя сменил самовлюбленный Финист, а всеобщая любимица Баба-яга помолодела лет на 300 и влюбилась в знойного погонщика верблюдов. Риск оправдался: сказка получилась яркой и неожиданной, и на ее фоне чересчур темный и предсказуемый «Волшебник» стремительно теряет очки.

Вера Аленушкина

Фото: кадр из фильма «Волшебник»

 

Читать продолжение в источнике: КУЛЬТУРОМАНИЯ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'