Американский производитель электрокаров Fisker сегодня официально объявил о банкротстве — всего лишь год спустя после выхода первой модели на рынок. Основатель компании Хенрик Фискер, который является выходцем из Tesla, так и не сумел удержать ее на плаву.
![](https://mtdata.ru/u5/photo7755/20581032005-0/original.jpg#20581032005)
Официальный сайт Fisker
Компания Fisker была основана в 2016 году Хенриком Фискером — известным автомобильным дизайнером, который работал в BMW, Aston Martin и Tesla. Что характерно, это была уже не первая его попытка «уйти в бизнес» — правда, первый стартап Fisker Automotive обанкротился еще в 2013 году.
В «нулевых» Фискер работал в Tesla над прототипами Model S, а после того, как он покинул компанию и учредил второй собственный стартап, получил вдогонку судебный иск от Илона Маска. Предприниматель обвинил его в том, что Фискер устроился на работу в Tesla ради промышленного шпионажа — чтобы своровать технологии для разработки собственного электромобиля. Правда, Tesla суд все-таки проиграла — дизайнер сумел доказать свою невиновность и спокойно занялся проектированием первой модели новой марки Fisker — кроссовера Ocean.
![](https://mtdata.ru/u5/photo4276/20804104854-0/original.jpg#20804104854)
Официальный сайт Fisker
Планы были довольно амбициозные, но ни один из них так и не сбылся. В отличие от других производителей электрокаров, Fisker решил не строить собственные заводы, а отдать все этапы производства на откуп всевозможным подрядчикам — оставив себе фактически только дизайн и разработку программного обеспечения. Стартап привлек миллиард долларов инвестиций, но этих денег не хватило и Фискер стал искать новых кредиторов среди крупных автопроизводителей.
Но вкладываться в сомнительные перспективы никто не хотел. Хенрик даже вынужден быть продать собственный дом в Лос-Анджелесе за 35 миллионов долларов. Производство и продажи электрического кроссовера Fisker Ocean стартовали летом прошлого года, но вместо успеха это принесло стартапу лишь новые проблемы. Спрос на электромобили в мире начал падать — кажется, люди уже насытились «электричками».
![](https://mtdata.ru/u5/photo3E32/20027177703-0/original.jpg#20027177703)
Официальный сайт Fisker
Но дело было даже не в этом — Ocean оказался крайне «сырой» моделью с кучей недоработок программного обеспечения и проблем с качеством сборки. Клиенты наперебой жаловались на бесконечные проблемы, ошибки, неисправности — чтобы отремонтировать проданные машины, приходилось снимать нужные детали с еще не проданных, иначе взять их было просто неоткуда.
Масла в огонь подлили и журналисты — по итогам тест-драйва электрокроссовера все отмечали постоянные отказы электронных систем безопасности, нестабильную работу мультимедийки, невозможность корректного управления функциями машины через меню, неработающий сенсорный экран, отвратительное качество отделочных материалов, проблемы с эргономикой, подвеской и системой рекуперации.
![](https://mtdata.ru/u5/photo99A0/20250250552-0/original.jpg#20250250552)
Официальный сайт Fisker
Компания пошла ко дну и Фискер объявил гигантские скидки на Ocean — они превышали 50%! Разумеется, это привело клиентов в ярость. Внешний аудитор в лице компании PwC лишь констатировал крах — Fisker объявила о делистинге акций и банкростве.