Больше никаких назойливых «только для вас уникальные условия всего на три месяца» и тому подобной рекламы.
О том, как избавиться от надоедливой рекламы «специальных предложений» из банка рассказал юрист Вадим Думенов.

За последние годы мне звонили многие организации, которым я не передавал свой номер и не давал согласия на получение рекламы. Это были стоматологии, частные клиники, центры йоги, музыкальные школы и финансовые организации (в частности, банки). И если из остальных организаций после моего сообщения о том, что я не желаю получать рекламу, звонков больше не поступало, то с банками была совершенно другая история. Они абсолютно не реагировали на мои просьбы и продолжали меня терроризировать. Доходило до абсурда, когда мне поступило от одного и того же банка пять звонков за два часа.Я человек спокойный, но когда очередной оператор условного Совкомбанка, Т-Банка или «Почта Банк» не реагирует на мои просьбы удалить номер из базы и через 15 минут тебе снова звонят из этого же банка, то тут даже глаз от такого издевательства начинает дергаться!
Я понял, что просто просить не беспокоить меня своей рекламой — бесполезно, и решил в рамках закона добиваться наказания для рекламораспространителей за нарушение закона, а именно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»:«Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием».

Исполнение государственной функции по надзору и контролю за соблюдением законодательства о рекламе возложено на Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы».Заявление о нарушении ФЗ «О рекламе» подается в территориальный орган ФАС России по месту регистрации заявителя. К заявлению необходимо будет приложить доказательства рекламного звонка: аудиозапись вызова (диктофонную запись) и детализацию звонков, которую можно заказать у оператора связи, в том числе через личный кабинет на сайте оператора.
Кроме того, также необходимо будет приложить согласие на раскрытие тайны связи в письменной форме, удостоверенное личной подписью, и на получение доступа антимонопольного органа к сведениям о ваших звонках и сообщениях. Этот документ необходим для запроса ФАС информации у вашего оператора. Шаблон согласия есть на сайте ФАС.Согласно п. 14 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заявление о нарушении законодательства подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Заявление о нарушении законодательства может быть направлено с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения антимонопольным органом.
В заявлении должны содержаться:
ФИО и место жительства заявителя;
наименование рекламораспространителя, действия которого содержат признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы с приложением имеющихся доказательств;
требования заявителя.
Вот шаблон заявления:
Я, (ФИО), проживающий по адресу (адрес), сообщаю следующее:(Дата и время), когда я находился по адресу (адрес), мне на мой номер телефона (указать ваш номер телефона) сети оператора (указать наименование оператора) поступил звонок с номера телефона (указать номер телефона рекламораспространителя). В ходе звонка мне было озвучено следующее:«Звонок от (наименование рекламораспространителя). Кредит, в котором именно вы решаете, какой будет ставка в итоге. Оператор расскажет подробности. Продолжим?»Данный звонок расцениваю как распространение рекламы. Согласия на получение рекламы я не давал.На основании вышеизложенного считаю данный рекламный звонок произведенным с нарушением ч. 2 ст. 18 Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О рекламе».Прошу:Применить меры административного воздействия в отношении (наименование рекламораспространителя) по причине нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».Дата, подпись, ФИО
Данное заявление с приложенными аудиозаписью звонка, детализацией и согласием необходимо направить в ФАС. До недавнего времени обращение можно было подать прямо через сайт ФАС, однако на момент написания данной статьи подача обращения стала доступна только двумя способами:1) в письменной форме лично или курьером, заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3 или адрес территориального органа ФАС России;2) в форме электронного документа на электронный адрес delo@fas.gov.ru или на e-mail территориального органа ФАС России.Обращение рассматривается в течение 30 дней с момента его поступления в антимонопольный орган. В случае недостаточности доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения Закона о рекламе, антимонопольный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем на один месяц, и должен письменно уведомить об этом решении заявителя.После рассмотрения вашего обращения в случае подтверждения факта незаконного распространения рекламы территориальный орган ФАС вынесет определение о возбуждении дела и назначении дела к рассмотрению.В случае если рекламораспространитель не сможет документально доказать наличие вашего согласия на получение рекламы, то территориальный орган ФАС привлечет рекламораспространителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Наказание для юридических лиц по данной статье варьируется от 100 000 до 500 000 рублей.Максимальное наказание рекламораспространителю грозит в случае, если он уже привлекался к ответственности за нарушение положений закона о рекламе.По моей жалобе ПАО «Совкомбанк» был привлечен к максимальному наказанию, поскольку ранее банк неоднократно нарушал требования закона о рекламе.

Совкомбанк в судебном порядке пытался оспорить указанное постановление ФАС, но безуспешно: Арбитражный суд Тюменской области оставил заявление от ПАО «Совкомбанк» без удовлетворения.
Звонков от ПАО «Совкомбанк» я больше не получал. И думаю, что больше никогда не получу, как и кредит в этом банке.Стоит отметить, что заявитель может также подать исковое заявление о взыскании моральной компенсации за незаконные рекламные звонки (а вернее, за незаконную обработку персональных данных). Согласно сложившейся судебной практике, присуждаемая моральная компенсация по таким делам составляет от 5 до 10 тысяч рублей.
Думенов Вадим Викторович
Юриспруденция
Юрист, правозащитник, судебный эксперт, магистр юриспруденции