
Чем отличается янг-эдалт от взрослой прозы и почему взрослые читатели все чаще выбирают книги, написанные вроде бы не для них?

AI
Young adult-литература привлекает читателей по всему миру: книги попадают в списки бестселлеров, экранизируются, становятся вирусными в соцсетях. Но вместе с популярностью возникает путаница: для кого написаны эти книги, можно ли взрослым их читать и что это вообще за жанр такой. Обо всем этом рассказывает Анна Неплюева — руководитель редакции «Художественная литература» в издательстве «МИФ».
Взрослая проза и young adult: что есть что
Adult и young adult — это сегменты художественной литературы, которые формируются в зависимости от возраста предполагаемой аудитории и отражают разные этапы жизненного опыта читателя.
Взрослая проза (adult) — это книги о взрослых героях и темах, характерных для зрелого этапа жизни. Например, о семейных отношениях, профессиональной реализации, кризисе среднего возраста, воспитании детей. Жанровое разнообразие здесь, как и в других сегментах, велико: это могут быть драмы, детективы, фэнтези, любовные или исторические романы. Но все их объединяет одно: в центре сюжета находятся уже сформировавшиеся личности, сталкивающиеся с типично взрослыми вызовами и решениями.
Литература young adult, напротив, сосредоточена на этапе становления личности. Это книги для молодой аудитории, но необязательно для подростков. В России янг-эдалт традиционно охватывает возрастную группу 18–35 лет, хотя само определение пришло с Запада, где изначально означало литературу для тинейджеров (14–18 лет).

AI
Герои литературы young adult — молодые люди, находящиеся в процессе становления и активного поиска себя. В отличие от персонажей взрослой прозы, они еще не определились с жизненными ориентирами, часто сомневаются, совершают ошибки, пробуют разные роли и остро переживают все происходящее. Их волнуют первые серьезные отношения, дружба, самоидентификация, конфликты с родителями, выбор профессии, страхи и мечты — все, что характерно для перехода от подросткового возраста ко взрослой жизни.
За последние годы young adult заметно повзрослел. Если раньше герои книг практически всегда были школьниками, то сегодня большинство историй рассказывают о людях старше двадцати, а зачастую и под тридцать лет. Это связано с тем, что читатели этой литературы — поколение, выросшее на «Гарри Поттере», «Сумерках» и «Голодных играх», — уже стали взрослыми, но не хотят расставаться с привычным и любимым сегментом. Подростковая проблематика им неинтересна, и роман про 15-16-летнего героя сегодня скорее окажется в детской литературе, чем в молодежной.
Еще одна особенность молодежной прозы — более динамичные сюжеты, не позволяющие заскучать во время чтения. Многие читатели отмечают, что главное для них — это увлекательная история, то есть сюжет не должен быть банальным, вялым и предсказуемым. Часто про young adult говорят, что в книгах «постоянно что-то происходит».

AI
Есть предубеждение, что young adult — несерьезная литература. А как на самом деле?
Несмотря на то что аудитория young adult ценит яркие характеры и динамичный сюжет, это вовсе не говорит о недостаточной глубине или несерьезности проблематики этих произведений. Часто авторы поднимают важные темы — например, психическое здоровье, этические дилеммы, переживание травматичного опыта.
Но даже если говорить исключительно о развлекательной литературе, то она ведь представлена во всех сегментах, включая взрослую литературу, и имеет разный уровень исполнения, как и в любом сегменте.
Young adult не синоним «несерьезной» литературы, и я очень рада, что «большая литература» наконец-то заметила этот важный сегмент прозы для молодых взрослых. Все чаще young adult попадает в поле зрения журналистов и литературных критиков, и даже крупнейшая литературная премия «Ясная поляна» в прошлом году анонсировала номинацию «Молодость», призванную «уделить больше внимания книгам для читательской аудитории 16–30 лет».
Какие жанры и темы в young adult сейчас популярны
В целом фэнтези — один из самых популярных жанров во все времена, и сейчас он не сдает свои позиции. Этот жанр отличается большим разнообразием направлений и поджанров — от темного фэнтези до уютного. Поклонникам жанра я рекомендую обратить внимание на серию «Таинственные истории из Габена» Владимира Торина, трилогию «Как поймать монстра» Арины Цимеринг, книги Риты Хоффман и, конечно, на новую серию магических детективов «Тайны империи». А любителям длинных новелл в китайском стиле придутся по душе «Злодейский путь!..» Эл Моргот, «Ныряя в синеву небес, не забудь расправить крылья» Ринга Ли и «Потерявший солнце» FebruaryKr.


Также сейчас очень популярна романтическая проза: комедии (например, книги королевы ромкомов Али Хейзелвуд), ромэнтези (или романтическое фэнтези) и даже такой неоднозначный жанр, как дарк-романс (любовные романы с мрачной эстетикой и серой моралью).
Говоря о популярности young adult-литературы, нельзя не затронуть тему тропов — устойчивых сюжетных формул, которые ложатся в основу любой истории. Аудитория этой прозы очень тропоориентированная: для нее важно знать заранее, чего ждать от сюжета той или иной книги. Поэтому описания книг часто содержат перечисление встречающихся в романе тропов. На мой взгляд, в большей степени тропы, а не темы определяют успех того или иного произведения. К примеру, сейчас очень популярны тропы «обретенная семья» и «от ненависти до любви».
Анна Неплюева
Литература
Руководитель редакции «Художественная литература» в издательстве «МИФ»