Он постоянно сомневается в себе и считает, что может заниматься профессией только в том случае, если продолжает в ней гореть. Для Юры Борисова важно сохранять внутренний огонь и иметь возможность говорить со зрителями на языке кино.
Юра Борисов резко выделяется на фоне своих коллег и даже стесняется иногда признаваться в том, что он — актёр. Но при этом он стал первым представителем России, которого номинировали на «Оскар».
Свой взгляд на жизнь

Юра Борисов в детстве.
Маленький город Реутов, находящийся всего в нескольких километрах от Москвы, в 90-е был таким же, как и сотни других подмосковных городков: пятиэтажки, детские площадки, магазины с вывесками, выцветшими на солнце. Здесь 8 декабря 1992 года родился мальчик, которому суждено было стать одной из самых ярких звёзд российского кино. Родители Юры — простые, трудолюбивые люди, далёкие от мира искусства. Отец окончил медицинский, сменил несколько профессий: работал учителем, сантехником, электриком.
Мать получила диплом МЭИ и трудилась риелтором. А в 1990-е они даже торговали на Черкизовском рынке цветами. Семья жила небогато, но в доме всегда царили тепло, забота и уважение к труду. В их квартире редко звучали разговоры о кино или театре, зато всегда обсуждалось что-то важное: как помочь соседу, как починить дверь в подъезде, как не прогадать с выбором зимних сапог. Юра рос в атмосфере, где ценились не громкие слова, а поступки.

Юра Борисов в детстве.
Бабушка актёра (она была инженером в космонавтике) рассказывала, как он приезжал к ней на дачу на лето и с утра просил выдать ему «наряд» работ на день. Когда он всё заканчивал, мылся, одевался нарядно и шел «на репетицию». Собирал на улице всех ребят в округе, и они ставили спектакли, на которые собирались все родители детей и просто соседи. Декорации сооружали сами: в ход шли все подручные средства: старые простыни становились занавесом, деревянные ящики превращались в сцену. Позже бабушка с улыбкой вспоминала, как называла его «артист фигов», но он лишь смеялся и продолжал ставить сценки. Уже тогда в нём жило упорство, которое однажды поможет ему пробиться в большое кино.
В школьную театральную студию его впервые привела мама, а вела её учительница по географии. Было бы лукавством сказать, будто Юра Борисов сразу прочувствовал волшебную силу искусства. По его словам, в те годы студия была для него возможностью прогуливать уроки и не делать домашние задания на законных основаниях. Родители Юры Борисова и предположить не могли, что он станет актёром; они вообще считали, что эта профессия неразрывно связана с бедностью, алкоголем и запрещёнными веществами.

Юра Борисов.
Но Юрия Борисова подобные разговоры даже не настораживали, напротив, ему очень хотелось доказать, что всё не так, и образ жизни определяет для себя сам человек. Он страстно хотел сниматься в кино, а вот учиться в вузе особенного желания как будто и не было. Однако он прекрасно понимал: высшее образование необходимо, в первую очередь, для развития личности. И, если уж он хочет сниматься в кино, то и вуз должен быть профильным. Так Юра Борисов определился с поступлением. Как это обычно бывает, он подал документы в несколько театральных вузов столицы.
Щепкинское училище он выбрал просто потому, что ему… понравился его дворик, похожий на Хогвартс. Когда Юра понял, что его сюда берут, на другие прослушивания больше не пошёл. Он поступал без связей и протекции, но с горящими глазами. Экзаменаторы увидели в нём что-то особенное. Возможно, не идеальное, не отточенное, но живое, настоящее. Он прошёл. Так начался путь, который превратит мальчишку, ставившего спектакли на даче, в одного из самых интересных актёров своего поколения. Кстати, сам Юра Борисов уверен: если бы он не стал актёром, то мог бы получить профессию архитектора или дизайнера, что ему всегда нравилось.
Вечный поиск себя

Юра Борисов.
В стенах «Щепки» его учили не только актёрскому мастерству, но и способности держать удар, не бояться сцены и сомневаться в себе ровно настолько, чтобы становиться лучше. Правда, особой прилежностью в учёбе Юра Борисов не отличался. И пары прогуливал, и к творческим заданиям порой относился несерьёзно. Однако педагоги многое прощали талантливому студенту. В кино он начал сниматься уже на первых курсах училища, а к четвёртому уже играл главные роли в кино. После окончания училища Юра Борисов получил предложение от Константина Райкина о работе в театре «Сатирикон».
Конечно, это было лестно, однако в труппе актёр задержался всего на пару месяцев. Причина оказалась простой: театр, с его дисциплиной, многочасовыми репетициями и строгой структурой, оказался не тем, что ему нужно. Он не хотел быть одним из десятков актёров, выходящих на сцену в эпизодах. Ему нужны были роли, где можно переживать судьбы, а не просто существовать на сцене. К тому же, по словам актёра, он не чувствовал в театре чего-то живого, о чём говорят многие актёры. Возможно, они воспринимают всё по-другому, но ему оказалось некомфортно на большой сцене. Юра Борисов спустя всего два месяца из «Сатирикона» уволился и ни разу об этом не пожалел.

Юра Борисов в фильме «Мотыльки».
В начале карьеры он нередко снимался в авторском кино, а вот широкий круг зрителей актёра не знал. Заговорили о Юре Борисове в 2019 году с выходом фильма «Бык». История о 90-х, жёсткий, честный фильм, в котором его персонаж — не просто герой эпохи, а человек, в котором сосредоточены тревоги целого поколения. За эту роль он получил первую номинацию на «Золотого орла» и внимание режиссёров. Затем был «Калашников», где он сыграл главную роль. Вжиться в образ человека, создавшего оружие, вошедшее в мировую историю, — задача сложная. Этот фильм принёс награду «Золотой орёл» и доказал, что Борисов способен на большее.
В 2021 году зрители увидели его в «Купе номер шесть» — истории о случайных попутчиках, которые становятся ближе друг другу, несмотря на все различия. Фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля, а сам Борисов был отмечен за глубокую, тонкую игру, создающую на экране живого человека, а не просто персонажа. Другой важной работой стал «Серебряные коньки» — первый российский фильм Netflix, где Борисов снова продемонстрировал умение вживаться в атмосферные исторические проекты. Его персонаж — живой, пластичный, запоминающийся, вносящий в фильм ощущение подлинности. Впрочем, роли Юры Борисова можно перечислять долго, но лучше смотреть фильмы с его участием и наслаждаться яркой, порой непредсказуемой игрой талантливого актёра.

Юра Борисов в фильме «Анора».
В 2024 году он заставил заговорить о себе весь мир. Он сыграл Игоря в фильме «Анора» режиссёра Шона Бейкера. Картина получила «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале и стала новым этапом в его карьере. Борисов исполнил сложную драматическую роль, благодаря которой был номинирован на «Оскар». Заветную статуэтку он так и не получил, но для самого актёра это не столь важно. По словам Юры Борисова, он ценит возможность говорить со зрителями, делиться с ними своими мыслями, чувствами, восприятием мира. Правда, режиссёры не всегда понимают и принимают порывы актёра, и он мог бы сказать куда больше, не будь ограничен видением создателей фильма. Возможно, это когда-нибудь заставит Юру Борисова снимать собственные картины.

Юра Борисов в фильме «Хроники русской революции».
Популярность, премии, международное признание — для многих актёров слава становится испытанием. Борисов остаётся верен своей линии. Он не делает резких шагов, не стремится в коммерческое кино, не выбирает роли, которые просто приносят деньги. А ещё он не любит, когда его называют полным именем и на «Вы»; в подобном обращении он чувствует барьер, а не любовь. Поэтому он неизменно представляется Юрой, и даже в титрах указывают его короткое имя. Он на самом деле так и остался «парнем с нашего двора», которого ничуть не испортила слава. Юре Борисову неведома звёздная болезнь, словно он давным-давно получил от неё прививку. А знакомые, родственники и друзья актёра утверждают: он ничуть не изменился за последние годы, разве что времени на общение у него стало меньше. Он очень много работает, но при этом старается уделять как можно больше времени своей семье.
Первая, единственная и навсегда

Юра Борисов.
Истории любви начинаются по-разному. Иногда с первого взгляда, иногда — с долгих лет дружбы. В случае Юрия Борисова и Анны Шевчук всё оказалось сложнее, а их знакомство вряд ли можно было назвать романтичным. Оба учились в Щепкинском театральном училище, но их первые встречи не сулили ничего серьёзного. Он — студент, влюблённый в профессию, она — девушка, сосредоточенная на учёбе. Юрий, по собственному признанию, обратил внимание на Анну сразу, но завоевать её расположение оказалось сложной задачей. Анна не спешила пускать его в свою жизнь, и его настойчивость сначала только отталкивала. Он был младше на два года и вовсе не создавал впечатления серьёзного человека.

Юра Борисов и Анна Шевчук.
Он писал ей записки на собственном светлом галстуке и подсовывал под дверь в общежитии. Они жили в соседних комнатах, и Юра перелазил из своего окна к её прямо по стене. Правда, своё окно Анна ему не открывала. Но он был очень настойчив, а перелом в отношениях произошёл во время подготовки к дипломному спектаклю. Поначалу они ссорились до хрипоты, казалось, что они никогда не найдут в творчестве точек соприкосновения. О любви со стороны Анны речь не шла вообще. Но в один момент она вдруг поняла: Юра всегда с ней рядом. И без его кипучей энергии жизнь уже казалась не такой яркой и красочной.

Юра Борисов и Анна Шевчук.
В одном из интервью Борисов признался, что путь к сердцу Анны не был лёгким. Он называл это «долгой дорогой, полной перипетий». Ему пришлось доказывать, что намерения серьёзны. В какой-то момент она поверила. Так началась их история. И со свадьбой она не закончилась, просто перешла в другую плоскость. Они не устраивали громкого торжества, не привлекали внимание прессы. Всё произошло тихо, без посторонних глаз. Такой подход полностью соответствовал их взглядам на личную жизнь. Супруги никогда не стремились делать её достоянием общественности. В 2014 году они поженились, через год у супругов родилась дочь Марфа, а ещё через два — Акулина.

Юра Борисов и Анна Шевчук с детьми.
Говоря о семье, Юра Борисов неизменно подчёркивает: для него это не просто важная часть жизни, а её фундамент. Он признаётся, что Анна — его главный критик и поддержка, а их отношения построены на доверии, уважении и способности слышать друг друга. Как отец, он старается быть внимательным и вовлечённым. Он не сторонник строгого воспитания, но считает, что детям важно видеть перед собой пример человека, который честен перед собой и окружающими. Его философия проста: семья — это место, где можно быть настоящим. Юра Борисов не любит публичность, редко даёт интервью о личном. Их с Анной дом — это тихая гавань, где всегда ждут.
Читать далее →