Наш корреспондент оказался среди первых зрителей на арене и готов вынести свой вердикт.
Не так давно в «ТикТоке» завирусились ролики, где девушки спрашивали мужчин, как часто они это делают. Одни — 3–4 раза в месяц, другие — раз в пару дней, кое-кто не мог и дня прожить без того, чтобы не думать о Римской империи. Оказалось, практически все мужчины зачем-то думают о древних римлянах. Многие женщины, которые задавали этот вопрос своим половинкам, были удивлены и даже шокированы. Так же, как и многие, кто задавал себе вопрос: зачем сейчас и кому вообще нужен сиквел «Гладиатора»? А вот кому. Тем, кто не перестает думать о Древнем Риме, нам с вами. Все дороги ведут в Рим.
Ридли Скотту 86 лет, и этот режиссер не теряет времени даром. Вслед за «Наполеоном», эпичным историческим полотном, выходит «Гладиатор-2» — не менее эпичный, хотя и куда менее исторический. Подумать только, за все эти годы Скотт еще ни разу не получил «Оскар», хотя и был четыре раза номинирован.
Возможно, такая активность как раз и связана с желанием получить наконец статуэтку, причем не просто «за вклад в кинематограф». В череде необязательных сиквелов («Джокер-2», «Моана-2», «Муфаса») продолжение «Гладиатора» вышло нарочито громким, переполненным персонажами и сюжетными линиями.
Настолько, что порой трудно понять, кто тут герой, а кто злодей, главный герой часто уходит на второй план, финальный бой оказывается не финальным и так далее.
По сюжету наследник Римской империи Луций (Пол Мескал), внук императора Марка Аврелия, будучи десятилетним ребенком, отправляется в Африку. После событий первой части «Гладиатора» оставаться в Риме ему опасно. Он прячется в отдаленных мятежных территориях Римской империи под именем Ханно, где проводит детство без родителей, играя с друзьями в футбол (точнее, «харпастум» по-древнеримски).
Спустя 16 лет он вырастет не футболистом, а воином и отправится сражаться с нашествием римлян, желающих отвоевать свои африканские земли. Во главе римлян — Марк Акаций, генерал и по совместительству новый муж матери Луция-Ханно — Луциллии. Но наш герой об этом не знает.
Далее следует почти слепое копирование сюжета первого «Гладиатора», и вторая часть в эти моменты выглядит не то ремейком, не то ремастером оригинала, с новой «графикой» и бонусными персонажами.
Герой теряет жену — есть.
Полуживой отправляется в рабство — есть.
Становится гладиатором и мечтает отомстить — есть.
Генерал планирует обреченный мятеж — есть.
Другой вопрос, что Акаций и Луций (Мескал и Паскаль — почти рифма) то и дело меняются местами, занимая место в сандалиях Максимуса, героя Рассела Кроу из первой части. Больше всех снова достается Луциллии (Конни Нильсен), которой невыносимо наблюдать смертельное противостояние мужа и сына.
Говоря о наградах, на «Оскар» точно сыграл актер с большой буквы Дэнзел Вашингтон. Ему досталась роль Макрина — как бы мы сейчас сказали, промоутера гладиаторов. Он богат и обладает влиянием даже на сенаторов. Свое влияние и своих бойцов он использует для политических интриг с целью приблизиться к власти.
Это очень напоминает современных теневых военачальников, которые в любой момент готовы отправить своих наемников штурмовать условный Рим. Здесь он становится зеркальным отражением, как ни странно, Акация. Генерал тоже планирует «снести» империю, помочь вернуть республику и остановить череду войн.
Фильм наполнен с размахом поставленными боями на арене Колизея, гладиаторам теперь противостоят не просто тигры, а смертоносные бабуины, свирепые носороги и даже лютые акулы-людоеды. Последние появляются в бое, где арена наполняется водой, и гладиаторы выплывают на настоящем корабле.
Пускай все это звучит как безумные фантазии сценаристов «Акульего торнадо», в истории было что-то похожее. Но вот смотрятся эти битвы и звери из-за неубедительных спецэффектов довольно сомнительно.
К счастью, когда человек выходит с мечом или просто с кулаками против человека и начинается драка, становится весело, смотреть интересно и дух захватывает от хореографии этих драк. Ради этого можно и потерпеть длинные разговоры о будущем Рима и наследниках империи.
Римом правят братья, почти Ромул и Рем, — довольно пародийные императоры Гета и Каракалла (Фред Хекинджер и Джозеф Куинн). Благодаря гриму и поведению они кажутся какими-то наркоманами, а не развращенными тиранами. И это серьезно размывает убедительность всего фильма.
Еще со времен «Последней дуэли» и «Наполеона» в творчестве Скотта чувствуется какое-то ханжество: для «достоверности» Ридли с удовольствием смакует кровь, внутренности людей и животных, отрубленные головы и конечности во всех деталях, но при этом стыдливо отворачивает камеру при малейшем намеке на интимную близость или, не дай бог, оргию.
Даже окружающие императоров гетеры целомудренно прикрыты одеждой и наклейками, некоторые женщины застегнуты в корсеты. Тот же «Тит. Правитель Рима» или «Калигула» куда честнее показывали нравы Древнего Рима, а здесь свобода и развязность императоров остаются за кадром.
Это понятно: фильм студийный и сборы сильно зависят от проката в Азии и арабских странах. Но из-за этих осторожностей вообще неясно, чем именно Гета и Каракалла заслужили репутацию развратных извергов, почему эти «торчки» с накрашенными глазами заслуживают смерти.
На главную роль пробовались Тимоти Шаламе, Майлз Теллер, Остин Батлер, Ричард Мэдден и Пол Мескал. Последний выиграл, и он действительно хорошо рычит, носит бороду, меч, сандалии и доспехи. Большего в таких фильмах и не требуется. Мускулы блестят, глаза сверкают. Как бы тут смотрелся Шаламе, даже думать не хочется.
А еще новый фильм будто «Форсаж» играет с названием во вступительных титрах: «GLADIIATOR», где II означает 2, римскими цифрами и шрифтом раннего логотипа MAXIM. Более того, Ридли Скотту, кажется, понравилось травить людей бабуинами и он весело намекает на «GLADIIIATOR» и даже «GLADIVATOR», хотя последнее уже звучит как марка утюгов.