— Алексея Львович, знаю, что 22 мая состоялся предпремьерный показ «Тетралогии». Что увидели зрители на нем?
— Это мое произведение «Тетралогия», состоящее из двух частей — «Литургии оглашенных» и «Тишайших молитв». Постановка стала первым крупным событием в Центре исполнительских искусств на Добрынинской. А вот полноценная премьера ждет зрителей осенью.
Наша площадка как нельзя лучше подходит для этого, ведь «Тетралогия» вобрала в себя различные жанры — и киноленту, и спектакль, и хоровой концерт.
«Литургия оглашенных» — это авторское кино. Я писал сам сценарий, снимал как режиссер и, конечно, готовил музыку. Это фильм о человеке, которого можно назвать пророком. За свои мистические сочинения он был осужден на смертную казнь, которую ему заменили заключением в лагере на 25 лет. Там он задается вопросами о Создателе мира, о том, что представляет собой добро, а что — зло. Его посещают видения, так, главный герой лицезрит Голгофу и мучительную казнь Христа, поднятие из ада Ангела Погибельного, а затем гибель человечества.
— Что вам важно было показать в ленте?
— В «Литургии оглашенных» я хотел, чтобы зритель прочувствовал обстоятельства жизни главного героя. Он попадает в сталинский лагерь в 1948 году, там его приговаривают к расстрелу, а затем, благодаря новому закону, заменяют казнь заключением. Однако это смягчение отменяют, и духовидца все же расстреливают. Мой герой не просто философ, он наделен способностью прозревать горние миры, как Данте. И видит он их в лагере.
Некоторым зрителям кажется, что мое произведение создано про места заключения, про надсмотрщиков и чекистов. Но ничего подобного. Лагерь — это просто обстановка того времени, когда обстоятельство вынужденной физической несвободы подвигает человека на то, чтобы видеть мир совершенно по-другому. Там нет злодеев. Солдаты, расстреливающие приговоренных, просто исполняют приказ. Они не вкладывают в эти действия эмоции, делают это вынужденно.
Для меня это очень важный момент, потому что человек остается человеком, его душа всегда — христианка, по словам Тертуллиана. Также я делал акцент на внутренней жизни героя. В фильме много времени посвящено его взаимоотношению с женой, воспоминаниям о детстве, когда мать ему читала Евангелие. Эти моменты намного важнее, чем тяжелейшие условия, в которых он оказался. Для меня важно, чтобы и зритель тоже это понял, и не отвлекался на внешнюю жизнь мистика, а смотрел на его духовный путь. Ведь задача искусства — заставить человека сопереживать.
— Путь духовидца всегда связан со страданием?
— Да, вы знаете, я заинтересовался судьбой поэтов, религиозных философов. Оказалось, что очень часто их жизнь складывалась трагично. Например, Данте преследовали за его поэму «Божественная комедия», он прятал ее на чердаке, опубликована она была только после его смерти. Джон Мильтон, английский поэт, создал самые знаменитые произведения «Потерянный Рай», «Возвращенный рай», когда его поразила слепота. Трагическая судьба была и у еще одного итальянского поэта — Торквато Тассо, пережившего заточение, скитания по стране и, в конце концов, безумие.
— Что из себя представляет вторая часть «Тетралогии»?
— Когда фильм, который в себя включает элементы театральной постановки, заканчивается, зрители переходят в другой зал. Мы его интересно оформили. Человек оказывается словно в космосе. Пространство заполнено огромными макетами планет, а самое большое место занимает Земля. Сцена закрыта «иконостасом», на месте икон будут появляться пророки, святые, поэты и исполнять «Тишайшие молитвы». А с трех сторон будет петь хор в сияющих одеждах. Все исполнители — профессионалы высочайшего класса, песнопения напоминают церковные.
Хору будут «подпевать» современные технологии, зазвучит стрекот цикад, появятся синтезированные необычные звуки, голоса.
— Как появились «Тишайшие молитвы»?
— Дело в том, что полная «Тетралогия» состоит из четырех частей. Первая — «Литургия оглашенных», описывающая крестный пусть человека, затем я создал «Симфонию сумерек» и ораторию «Воскресение мертвых». Произведения описывали борьбу добра и зла, света и тьмы. Но не хватало завершенности, сочинения, которое бы безоговорочно описывало победу добра и света.
Так появились «Тишайшие молитвы» и частей, как видите, стало четыре. На это ушло много десятилетий моей жизни.
— У этого произведения сложная композиция. Четыре хора, использование компьютерных технологий…
— Я поставил перед собой практически невыполнимую задачу. Ведь в музыке всегда борются минор и мажор, она состоит из сложных гармоний. В этой борьбе рождается нечто уникальное. Так происходит обычно и в каждой человеческой жизни, в каждой человеческой судьбе. Но в «Тишайших молитвах» все это в прошлом, закончился цикл человеческой жизни, цикл существования, как и сказано в Откровении святого Иоанна Богослова.
Человечество увидело новую Землю, где нет ни горя, ни воздыхания. Там нет минора, нет покаяния, потому что все это осталось в прошлом. Нет грусти, нет сожаления, есть только мажор, только светлые чувства. Написать музыку без контрастов в одном мажоре оказалось безумно сложной задачей. Потому что я — человек, моя жизнь состоит из борьбы с обстоятельствами, с трудностями. Отрешиться от этого непросто. Как создать музыку, которая хоть в малейшей степени показала нам, что такое рай?
Обычно райскую музыку обозначают игрой флейты и арфы, представляют, как нечто скучное и киселеобразное. Я позволю себе нагло заявить, что райская музыка — иная. Горняя музыка очень разнообразная, яркая, бывает восторженная, бывает очень нежная. Вот слушатель и зритель посмотрит, насколько мне удалось это передать.
Елена Сердечнова
Фото из личного архива Алексея Рыбникова