
Как Америке катарцы подарили самолет.
Правительство эмирата Катар решило подарить президенту США самолет. Подарок стоимостью около 400 миллионов долларов выглядит чрезвычайно щедрым. Оппозиция Трампу называет это взяткой, сторонники говорят, что нарушений законов нет. Оставим американцам разбираться с политической и юридической стороной вопроса и посмотрим на историческую и техническую.
«Королева небес»

Презентация Боинга 747, крупнейшего в мире реактивного лайнера, в аэропорту Пейн Филд, Вашингтон, 30 сентября 1968 года.
, фото: Getty ImagesBoeing 747-8 — модель третьего поколения знаменитых 747-х. В 1969 году 747 стал первым широкофюзеляжным самолетом и самым популярным. К концу 80-х он устарел, и Boeing существенно его модифицировал — так в 1988 году появилась модель 747-400, очень существенно отличающаяся от первого поколения, хотя и похожая на него внешне.

Самолет Lufthansa Boeing 747-400 в аэропорту Шанхая Пудун в Китае.
, фото: Markus MainkaА в XXI веке «королева небес» (Queen of the Skies — прозвище 747, потому что в английском языке самолет женского рода) снова обновилась: в 2010 году взлетел Boeing 747-8. Формой он похож на предшественников, но по конструкции почти полностью новый. Он стал длиннее, и по этому параметру поставил рекорд среди серийных авиалайнеров: 76,25 метра — больше, чем A380 (72,73 м) и прежний рекордсмен Airbus A340-600 (73,36 м).

Самолеты Boeing 747-8 собираются на заводе компании 8 февраля 2009 года в Пейн-Филд в Эверетте, штат Вашингтон.
, фото: Getty ImagesПоследнее поколение 747 не очень заинтересовало авиакомпании: для перевозки пассажиров они предпочитали самолеты с двумя двигателями. Поэтому 101 из 148 сделанных 747-8 — грузовой. А из 48 пассажирских не менее 10 были заказаны именно в варианте для VVIP. Огромные размеры позволяют сделать из них практически летающие дворцы, а дальность полета более 15 тысяч километров сопоставима с самыми дальнобойными бизнес-джетами.

Грузовой самолет Qatar Airways Cargo Boeing 747-8 °F
, фото: Getty ImagesЕще более просторный Airbus A380 можно сделать, наверное, более роскошным (и Airbus предлагал это, в том числе и США), но единственный заказ из Саудовской Аравии, сделанный в 2007 году, был отменен в 2015 году. Наверное, это показалось слишком роскошным даже саудитам.
Зачем Трампу Boeing от Катара?
Можно удивиться, что президент США получает самолет американского производства от иностранцев. Разве администрация не может заказать себе такой новый прямо на заводе?Не просто может — это уже сделано! Контракт на два новых самолета на базе 747-8 был заключен еще в январе 2016 года, при Бараке Обаме. И самолеты эти давно уже готовы: в президентские VC-25B решили переделать две машины, которые начинали строить по заказу российской авиакомпании «Трансаэро». Общая стоимость контракта составила примерно 4 миллиарда долларов. Процесс установки оборудования начался в 2020 году и все еще идет.

Президент Дональд Трамп садится на борт Air Force One 12 мая 2025 года на совместной базе Эндрюс, штат Мэриленд. Президент Трамп едет в Саудовскую Аравию, которая станет первой остановкой его четырехдневного визита на Ближний Восток и первой международной поездкой за его второй срок.
, фото: Getty ImagesЧто на них ставят, мы знаем только в общих чертах: это и системы защиты от возможной атаки или на случай атомного взрыва, и разнообразные средства связи, и просто оборудование для обеспечения комфорта. И что-то там пошло не так: готовность все время переносят. Изначально самолеты должны были закончить в 2024 году, сейчас уже официально пообещали доделать в 2027-м. При этом многие источники говорят, что раньше 2029 года поставки ждать не стоит. Так что есть риск, что Дональд Трамп опять не сможет полетать на VC-25B, поскольку 20 января 2029 года его второй срок закончится.Пока ему приходится летать на президентских VC-25A, эксплуатация которых началась 35 лет назад. Их заказали еще при президенте Рейгане и сделали на базе актуального в то время Boeing 747-200. Работы по дооборудованию в «летающий Белый дом» и тогда заняли больше времени, чем ожидалось, так что к работе они приступили в 1990 году вместо 1987, как планировалось. Но Трамп ждать не привык и после очередных переговоров с Boeing стал искать хотя бы временную замену. Ну и нашел.Действительно, 35 лет — практически рекордный срок для самолетов американских президентов. Например, один Boeing 707 (ВВС США дали ему индекс VC-137 °C) возил хозяев Белого дома с 1962 до 1998 года, другой — с 1972 по 2001. При этом после появления VC-25A в 1990 году они служили в качестве резервных и чаще возили вице-президентов, чем первых лиц.
Трамп — не первый
Для Катара дарить самолёты — дело в общем привычное. В 2007 году эмират подарил правительству Пакистана Airbus A310-300. Не такой большой, как 747-8, но тоже дальнемагистральный широкофюзеляжный.

Боинг 747-8 правительства Турции
, фото:А вот в 2018 году почти такой же Boeing 747-8, как и нынешний подарок Трампу, отправился в Турцию. Президент Эрдоган также вынужден был оправдываться и заявил, что принимает роскошный самолет не для себя, а для страны. Турция высказала заинтересованность в покупке самолета, который Катар выставил на продажу, но эмир сказал, что не хочет брать деньги с Турции, а подарит ей этот Boeing.Причём VQ-BSK, получивший в роли турецкого борта номер один регистрацию TC-TRK (сокращение от Turkiye, «Турция»), не только имел регистрацию в Катаре (VQ-B — это регистрация на Бермудских островах), но на нем не было написано Qatar, как на двух ныне используемых первыми лицами эмирата 747-8. Хотя на принадлежность самолёта указывали герб на хвосте и использование в окраске цвета национального флага страны — катарского бордового.

Тот 747-8, который получил Трамп, не получил в своё время даже герба. Как и некоторые другие самолеты, обслуживавшие правящую семью и правительство Катара, он окрашен в нейтральную цветографическую схему («ливрею»), где только использование бордового и серого указывает на их принадлежность к эмирату.Те два 747-8, которые остались у Катара сейчас (A7-HHE и A7-HHF), имеют такую же ливрею, что и самолёты национальной авиакомпании Qatar Airways: серый фон, изображение головы аравийского орикса (вид антилопы), национального животного Катара, на хвосте и крупная надпись Qatar фирменным бордовым цветом.
Что дарят
Самолет Boeing 747-8KB с бортовым номером P4-HBJ, который уже прилетел в США, совершил первый полет в апреле 2012 года.Выходит, что Трамп получит подержанную машину? В общем да, но всё же 13 лет — это не 35. Расчетный срок службы даже обычных пассажирских и грузовых самолетов измеряется десятилетиями — обычно причиной для обновления флота авиакомпании становится меньший расход топлива у новых моделей. А для борта VVIP (Very Very Important Person — «Очень-очень важных персон») с их гораздо более редкими полетами, чем у коммерческих авиалайнеров, и очень-очень тщательным обслуживанием, время течет совсем медленно.

Боинг 747-8 рейса Qatar Amiri с регистрацией A7-HBJ приземляется на южной взлетно-посадочной полосе аэропорта Мюнхена, 2022
, фото: Dirk Daniel MannСамолет был передан Катару в апреле 2012 года и получил регистрационный номер A7-HJA. В 2015 году самолёт получил новую регистрацию, A7-HBJ. В 2020-м его уже выставляли на продажу, но, видимо, у всех, кто хочет и может позволить себе самый роскошный VVIP-джет, он уже есть, так что Boeing остался у Катара. Кстати, налет к этому моменту был всего 1069 часов. Обычный пассажирский 747 налетывает столько же месяца за три четыре, а не за годы.В декабре 2023-го, однако, формальный собственник сменился, сменилась и регистрация на P4-HBJ. Префикс P4 относится к острову Аруба в Антильском архипелаге, известном как офшор, популярный для регистрации самолетов. Вероятно, такая регистрация призвана упростить формальности при продаже.
Летающий особняк
Ультра-роскошный интерьер салона Boeing 747, созданный дизайнером Альберто Пинто
, фото:Огромные размеры самолета позволили оборудовать его действительно роскошно — если в «гражданской версии» 747-8 может вместить до 605 пассажиров, самолет для эмира рассчитан всего на 89 гостей. Общая площадь, на которой размещаются пассажиры и служебные помещения для их обслуживания — под 400 квадратных метров, из них более 300 — на основной палубе. Верхняя по размерам больше, чем салон какого-нибудь крупного бизнес-джета типа Falcon 8X или Gulfstream Global. Плюс возможность использовать для размещения кухонь и служебных помещений пространства в багажно-грузовом отсеке. Не зря 747-8 называют «летающим особняком»!

Внутри догадаться, что это самолет, а не вилла (если вы не помните, как сюда попали), можно только по слегка изогнутым стенам, иллюминаторам вместо окон и ремням безопасности на всех креслах, диванах и даже пуфике у косметического столика.Пять кухонь, несколько салонов разного назначения, спальня главного пассажира в носовой части с двухспальной кроватью и собственным санузлом с душем, гостиные, которые можно использовать как кабинеты, столовые, которые можно использовать как переговорные, гостевые спальни, уютный салон с парами роскошных кресел, столы между которыми размечены для игры в шахматы и нарды.

Дизайн спроектирован французским дизайн-бюро Pinto, специализирующимся на роскошных интерьерах. Монтажом интерьера и оборудования занималась компания в Базеле (Швейцария). На проектирование ушло два года, и еще столько же — на монтаж.Судя по доступным фотографиям, роскошь здесь не кричащая: никаких золотых унитазов и даже кранов в душевой (может, их просто не сфотографировали?). Стиль можно назвать современной интерпретацией арт-деко. Отделка, хотя и напоминает о Востоке, в целом вполне европейская. Верхняя палуба предназначена в основном для пребывания детей, но взрослым там тоже будет вполне комфортно. Хотя на материалы здесь, конечно, не скупились: ковры, замша, кожа, инкрустация из различных видов дерева и металла.
Придется подождать
Самолет прилетел в Сан-Антонио (Техас) уже в апреле. Там компания L3Harris Technologies должна дооборудовать его в соответствии с требованиями ВВС и Секретной службы.

Boeing 747-8
, фото:Перед тем как приступить к исполнению служебных обязанностей, этот Boeing должен быть проверен и оборудован хотя бы минимальным комплектом систем, положенных президентскому самолету. Надо полагать, и прежний владелец позаботился о наличии современных каналов связи и хотя бы некоторых защитных систем. Но у US Air Force свои стандарты — например, президентские самолёты имеют оборудование для дозаправки в воздухе, встроенные трапы и гидравлический подъемник в грузовом отсеке. Не говоря уже о специальных каналах связи.Есть и нюанс, о котором не принято говорить публично. В 2002 году газеты The Washington Post и Financial Times написали, что в процессе приемки Boeing 767-300ER для правительства КНР китайские специалисты обнаружили в салонах прослушивающие устройства — целых 27 штук. Они должны были передавать информацию через спутники. Самолет предназначался для председателя КНР Цзян Цзэминя, и, как утверждали тогда источники, он был крайне недоволен. Однако официально представители КНР не подтвердили и не опровергли эту информацию, а Белый дом и ЦРУ заявили, что их информационная политика не предусматривает комментарии на такие темы.

Боинг 747 лидера Китая Си Цзиньпиня приземлился в аэропорту Гамбурга. 2017
, фото: Björn TrotzkiОчевидно, что спецслужбы КНР были очень внимательны, когда в 2014 году получили Boeing 747-8, который сейчас используется в качестве борта номер один КНР. Ну и представители американских спецслужб будут очень тщательно проверять самолет, полученный из-за рубежа. А проверить современный самолет, да еще такой огромный, как 747, совсем не просто. Сколько времени это займет — неясно.

Установка новых систем тоже требует и времени, и денег. Самые оптимистичные прогнозы говорят о многих месяцах, а скептики утверждают, что «переборка» самолета может затянуться до самого конца срока Трампа. Тогда катарский подарок будет передан президентской библиотеке Трампа, и он сможет им пользоваться как частное лицо. Ну а новому президенту достанутся VC-25B, которые к тому времени уже должны будут закончить.
Основные характеристик Boeing 747-8
Длина: 76,25 м
Размах крыла: 68,4 м
Высота: 19,51 м
Максимальная взлётная масса: 447 969 кг
Максимальная масса нагрузки: 76 067 кг
Дальность полета: 6700 км
Крейсерская скорость: М 0,92
Boeing 747-8 для правительств и глав государств
Саудовская Аравия (с 2009 по 2015, продан Марокко)
Катар (с 2012, на данный момент 3, всего было 4)
Оман (с 2012)
Бруней (с 2016)
Китай (с 2014)
Кувейт (с 2016)
Марокко (с 2017, купили у Саудовской Аравии)
Турция (с 2018, подарок Катара)
Египет (с 2021)
Корея (с 2022)