Кинолента «В бой идут одни старики» (1973), признанная одним из наиболее запоминающихся произведений кинематографа о Великой Отечественной войне, на протяжении десятилетий не теряет своей актуальности и продолжает волновать сердца зрителей.
Этот фильм Леонида Быкова оставляет неизгладимый след в душе каждого зрителя. Не все знают, что этот человек мечтал стать военным летчиком и даже учился в летной школе, а знаменитый фильм стал воплощением его несбывшейся мечты.
Мечта о небе и рождение идеи

Леонид Быков с детства мечтал летать.
Заветная мечта о небе преследовала Леонида Быкова с ранних лет. В 1943 году юношеские грезы о профессии пилота столкнулись с суровой реальностью: из-за скромного роста, едва превышающего 160 сантиметров, и раскрывшегося обмана с возрастом, ему было отказано в поступлении в летное училище. Стремясь обмануть судьбу, Быков приписал себе несколько лет, но правда всплыла наружу.
Спустя несколько лет Леониду Быкову удалось поступить в летную школу, расположенную в Ленинграде. Однако судьба распорядилась иначе: к моменту его поступления военные действия подошли к концу, и учебное заведение было закрыто. Но военная авиация стала неиссякаемым источником вдохновения для режиссера будущего фильма.
Идея создания картины, посвященной подвигам военных летчиков, воплотилась в активную работу над сценарием, к которой Быков привлек Александра Сацкого и Евгения Оноприенко. Замысел заключался в том, чтобы рассказать историю не просто об отважных пилотах, но о летчиках, чьи сердца полны музыки и любви.
Сценарий не был создан на пустом месте: в его основу легли многочисленные рассказы и воспоминания реальных участников воздушных сражений.
Но высокая комиссия не одобрила представленную работу, выразив недовольство тем, что герои, призванные защищать страну, вместо этого предаются легкомысленному пению. Однако Леонид Быков не был намерен отступать после отказа вышестоящих инстанций. Во время гастрольных выступлений он читал публике отрывки из своего сценария. Зрители были в полном восторге, причем не только простые слушатели, но и ветераны, лично пережившие все тяготы войны. Под напором общественной поддержки чиновники были вынуждены уступить.
В процессе создания фильма огромное содействие оказал герой войны, опытный военный летчик, маршал Александр Покрышкин, к которому Леонид Быков обратился за помощью. Благодаря ему удалось использовать подлинную военную авиатехнику для съемок фильма. Несмотря на первоначальное непонимание маршала, Быкову удалось изменить его мнение. Он отослал военному сценарий. Прочитав его, Покрышкин пришел в восторг и отдал распоряжение о выделении для фильма пяти самолетов. Впоследствии авиатехника была доставлена на киевский аэродром «Чайка». К работе над фильмом были привлечены генерал авиации Харламов и военный летчик Анатолий Иванов, которые на всех этапах съемочного процесса оказывали консультационную поддержку создателям картины.

На самолете были нарисованы ноты.
Музей ВВС предоставил для съемок самолет У-2, известный как “Кукурузник”. Несмотря на то, что полеты для него были уже невозможны, двигатель находился в рабочем состоянии, что позволяло использовать его для передвижения по земле. Управление этим нелетающим аппаратом доверили Людмиле Петраш, чемпионке УССР по самолетному спорту. В процессе работы выяснилось, что тормозная система самолета не функционирует. Во время съемок едва не произошло столкновение с оператором: по сценарию, Людмила должна была остановить самолет в непосредственной близости от него, но из-за неисправности тормозов выполнить маневр не удалось. Оператор в панике бросился бежать, а члены съемочной группы, осознав опасность, устремились к “Кукурузнику”, чтобы остановить его, ухватив за хвостовую часть.
Первоначально Быков планировал снять фильм в цвете, однако ему было отказано в этом и предоставлена черно-белая пленка узкого формата. Как впоследствии выяснилось, такое решение оказалось удачным: черно-белое изображение придало фильму большую органичность, а архивные кадры боевых действий, выполненные в черно-белой гамме, идеально вписались в общую стилистику картины.
Чтобы избежать повреждения лакокрасочного покрытия самолетов, художники использовали гуашь для создания нужных эффектов. Это создавало определенные трудности, так как во время дождя краска размывалась, и ее приходилось наносить повторно. Со временем художники нашли решение проблемы: они стали добавлять к гуаши клей, что значительно повысило стойкость краски к воздействию влаги. Но удаление клеевой гуаши с поверхности самолетов оказалось непростой задачей, и даже после завершения съемок на учебных машинах еще некоторое время можно было увидеть следы звезд и даже немецкой свастики.
Подбор актёрского состава и прототипы

Сергей Подгорный в роли Смуглянки.
Решив не ограничиваться режиссурой, Леонид Быков взял на себя исполнение главной роли — капитана Титаренко, с позывным «Маэстро». Ему удалось, хотя и опосредованно, приблизиться к мечте о летной карьере. Прообразом Титаренко послужил реально существовавший военный летчик Виталий Попков, который также командовал эскадрильей и имел позывной «Маэстро». Его подразделение получило название «Поющая эскадрилья» благодаря наличию хора и даже джазового оркестра. Помимо Попкова, прототипами для образа послужили и другие ветераны войны. Как отмечал Быков, «Маэстро» — образ, основанный на рассказах многих участников войны.
Услышав об уникальном ансамбле поющих авиаторов, Леонид Утесов был настолько очарован их талантом, что решил сделать им необычный подарок – два самолета, лично подписанных им в знак признательности: “Веселые ребята” и “От джаз-оркестра Леонида Утесова”. Необычный способ самовыражения, соединивший военную службу и любовь к музыке, был предложен Василием Емельяненко, героем СССР и летчиком, чье прошлое было связано с факультетом композиторов Московской консерватории – он предложил наносить нотные знаки на фюзеляжи самолетов.
Судьба роли Виктора Щедронова (“Смуглянки”) висела на волоске, когда Анатолий Матешко, успешно прошедший отбор и утвержденный на эту роль, внезапно получил телеграмму с требованием немедленного прибытия на другую съемочную площадку. Съемочной группе пришлось в авральном режиме искать замену актеру. В это время на съемочной площадке находились студенты Киевского театрального института, приглашенные для участия в массовых сценах. Осмотрев молодых людей, Быков остановил свой выбор на Сергее Подгорном, предложив ему прочитать сценарий и переодеться, поскольку теперь именно ему предстояло сыграть «Смуглянку». Образ «Смуглянки» был основан на образе друга Леонида Быкова, Виктора, погибшего на войне.
Роль младшего лейтенанта Сагдуллаева, известного под позывным «Ромео», исполнил актер Рустам Сагдуллаев, которого Быков заметил на съемках фильма «Мой добрый человек». Фамилии совпали! Несмотря на занятость в другом проекте, Сагдуллаеву удалось поучаствовать в съемках фильма. Сагдуллаев не случайно появлялся в кадре в шлемофоне. Для участия в фильме «Мой добрый человек» ему требовалась длинная прическа, тогда как для «Стариков» была нужна короткая стрижка. Только после завершения работы над первым фильмом актер подстригся и начал сниматься у Быкова без шлемофона.

Машу сыграла юная Евгения Симонова.
На роль Маши Быков утвердил юную Евгению Симонову. На пробах актриса сильно волновалась, но, почувствовав поддержку Леонида Быкова, успокоилась.
На роль летчика Алябьева Быков пригласил своего друга Алима Федоринского. Фамилия Алябьев была выбрана не случайно: во время войны семья Быкова была эвакуирована в Барнаул, и там нашла приют в семье Алябьевых. Так Быков хотел почтить память о людях, оказавших поддержку ему и его семье в трудное время.
Первоначально роль «Кузнечика» предназначалась Владимиру Конкину, но он был занят в фильме «Как закалялась сталь». В результате роль была отдана Сергею Иванову. По его словам, это стало возможным благодаря его напористости и находчивости. Ознакомившись со сценарием заранее, он не давал Быкову прохода. Режиссер был впечатлен упорством юноши и утвердил его на роль. Прообразом «Кузнечика», как и «Маэстро», стал Михаил Попков. Сам Попков в шутку говорил, что в фильме его личность раздвоилась. История о вечном дежурстве, к которому был приговорен «Кузнечик», также основана на эпизоде из биографии Попкова, который за свои проступки был вынужден дежурить на аэродроме в течение двух месяцев.
На роль механика Макарыча был выбран известный актер Алексей Смирнов, и Быкову пришлось отстаивать его кандидатуру перед чиновниками. Руководство не одобряло участие комедийного актера, прославившегося ролью Феди из «Операции Ы», в драматической картине. Один из чиновников, не стесняясь в выражениях, заявил, что у Смирнова “глупое” лицо и он не подходит для такой серьезной роли. Быков, глубоко уважавший Смирнова, не смог проигнорировать подобное высказывание. Он напомнил чиновникам о героическом прошлом актера, прошедшего всю войну, о его многочисленных медалях и наградах. И даже поставил условие: либо Смирнов играет Макарыча, либо он отказывается от режиссуры фильма. Перед таким аргументом чиновники отступили. Актер получил роль Макарыча. Для него эта роль была подарком судьбы, позволившим выйти за рамки комедийного амплуа и раскрыться как драматическому актеру.
Дружба между Смирновым и Быковым была крепкой и искренней. Известие о трагической гибели Быкова в автомобильной катастрофе 11 апреля 1979 года потрясло Смирнова до глубины души, что привело к госпитализации. Сердце не выдержало. 7 мая 1979 года, в день выписки из больницы, Алексей Смирнов скончался в своей палате.
Знаменитая «Смуглянка» и завещание Быкова

Алексей Смирнов и Рустам Сагдуллаев, кадр из фильма.
Песня «Смуглянка» сегодня прочно ассоциируется с этим фильмом. Леонид Быков впервые услышал ее в подростковом возрасте, во время поездки в поезде. Песня произвела на него такое сильное впечатление, что спустя много лет он решил включить ее в свой фильм.
Авторами были Ян Шведов и Анатолий Новиков. Произведение не получило широкой популярности в свое время и считалось излишне легкомысленным. К 40-м годам о нем почти забыли. Однако благодаря Леониду Быкову, песня обрела новую жизнь и стала бессмертной. За три года до своей трагической гибели Леонид Быков написал завещание, в котором просил актеров из фильма исполнить на его похоронах песню «Смуглянка». Его воля была выполнена.
На премьеру фильма в 1973 году были приглашены не только представители власти, но и летчики-фронтовики. После окончания сеанса в зале раздались рукоплескания, многие не могли сдержать слез. Однако среди высокопоставленных лиц нашелся украинский чиновник, который выразил свое недовольство фильмом. В частности, он критиковал избыточное внимание к песням в то время, когда люди гибли, утверждая, что на войне такого не было. Но ветераны-летчики встали на защиту фильма, подчеркнув, что война — это не только сражения и смерти. В ней всегда находилось место для дружбы, любви и песен, которые помогали солдатам пережить тяжелые времена. После выхода в широкий прокат в августе 1973 года кинофильм мгновенно завоевал всенародную любовь. Перед кинотеатрами выстраивались огромные очереди, желающие увидеть нашумевшую картину Леонида Быкова. В общей сложности фильм посмотрело огромное количество зрителей, почти 45 миллионов. Картина заняла третье место по кассовым сборам в СССР в том году, уступив только картинам “Невероятные приключения итальянцев в России” и “Калина красная”.
В 2009 году была выпущена колоризированная версия, которая позволила зрителям по-новому взглянуть на картину. Тем не менее, многие зрители сочли это кощунством над классикой и выразили мнение, что фильм не следовало раскрашивать. В честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне Ульяновский автозавод (УАЗ) выпустил лимитированную серию внедорожников “Хантер”, украшенных изображением нотного стана из киноленты “В бой идут одни старики” и надписью “Маэстро” – дань уважения фильму. Леонид Быков сотворил подлинный шедевр, сумев не только показать реалии войны, дружбу и любовь, но и продемонстрировать единство и братство разных народов, объединенных общей целью: победой над врагом.
Читать далее →