"Милиция, протокол. И все это пришло к Лапину". За что выгнали руководителя оркестра Гостелерадио

SHOWBIZZZ 1 неделя назад 58
Preview

23 апреля родился Вадим Людвиковский (1925-1995), музыкант, которого либеральная общественность назначает еще одной жертвой телевизионного начальника Сергея Лапина (жертвы Лапина), закрывая глаза на… как бы это сказать… человеческие качества самого Людвиковского, где честолюбие сопрягалось с пристрастием к алкоголю. Таланта эти качества, безусловно, не отменяют, но легкой жизни тоже не способствуют, оставляя в итоге человека замерзать на улице в одиночестве.

Драма Людвиковского стала следствием его п(р)оступков.

А Лапин тут сбоку припёка.

Людвиковский был вундеркиндом, начав сочинять музыку с пяти лет. В 16 он закончил Курское музыкальное училище. В 20 занял пост дирижера в Государственном джаз-оркестре Белоруссии, которым руководил Эдди Рознер.

Музыкальные пристрастия Людвиковского целиком лежали в западной плоскости, он отдавался джазу полностью, потому неудивительно, что на него обратил внимание Леонид Утесов, взяв дирижером и аранжировщиком в свой оркестр.

Вадим Людвиковский в фильме "Веселые звезды"Вадим Людвиковский в фильме "Веселые звезды"

Утесов образца «Веселых ребят» и периода оттепели совершенно разные люди, это видно хотя бы по фильму «Веселые звезды» (1954), где на экране вместе с Утесовым появился и Людвиковский. Мэтр старел, вместе с ним ветшал репертуар. К сожалению, Утесов не хотел развиваться, проявляя агрессию к вещам новомодным. Стремящийся к модерновому джазу Людвиковский то и дело приходил к противостоянию с мэтром и весьма многие музыканты оркестра его поддерживали.

В 1955 году Утесов тяжело заболел, вплоть до операции, а Людвиковский невероятно активизировался. Он подготовил две программы, к которым Утесов не имел никакого отношения, и вот, лежа в больнице, мэтр услышал по радио: «Выступает эстрадный оркестр под руководством Людвиковского». Когда же Утесов явился в оркестр самолично никто не подал ему руки.

Называя вещи своими именами Вадим Людвиковский совершил переворот, попытавшись лишить мастера его дела. Как бы ни устарели воззрения Утесова не Людвиковскому его пинать. Потому когда самого Людвиковского попросят на выход, расформировав его оркестр, это будет выглядеть компенсацией за давнее предательство. Как аукнется, так и откликнется.

Замутив бучу, Людвиковский не учел важного момента. Его успех мог состояться только в случае если Утесов либо не встанет с операционного стола, либо, встав, решит уйти на пенсию. Утесов же вернулся на свое рабочее место. Наверху никто не рассматривал кандидатуру Людвиковского, как руководителя, чтобы там не планировали музыканты. Утесов остался во главе коллектива, даже какое-то время поиграл в демократию, не увольняя молодого конкурента сразу и безоговорочно.

Из оркестра Утесова Людвиковский вылетел за банальную пьянку.

Утесов рассказывал об этом так:

«Я сижу у себя в гримуборной. Идет танец. Кстати, на сцене была Тоня Ревельс. И вдруг слышу, что оркестр дает какие-то сбои — меняется темп, музыка останавливается. Я подбегаю к кулисе, смотрю: стоит растерянная танцевальная пара, оркестр молчит, у микрофона — Вадик Людвиковский, шатается из стороны в сторону, держит микрофон в руке, стучит по нему. Это был грандиознейший скандал».

Людвиковский все же получил моральное удовлетворение, нанеся ответный удар. Именно ему Григорий Александров дал задание сделать аранжировку музыки Дунаевского для обновленной версии «Веселых ребят», где Утесова переозвучил Трошин. Именно Людвиковский дирижировал оркестром, который записывал музыку для новой версии старого фильма. А как отреагировал Утесов на сей замес можно прочитать здесь — Владимир Трошин. Почему первый исполнитель "Подмосковных вечеров" не достиг славы Магомаева и Хиля?

После расставания с Утесовым Людвиковский аккомпанировал многим артистам, сделал много аранжировок. В 1966 его назначили худруком Концертного эстрадного оркестра Гостелерадио. Получив карт-бланш Людвиковский сколотил дельную команду из первоклассных музыкантов. Пошли косяком выступления на фестивалях, гастроли (в том числе заграничные). Оркестр Людвиковского зазвучал в звуковых дорожках фильма «Джентльмены удачи», первых выпусках «Ну, погоди!», передачи «Кабачок «13 стульев».

И тут пришел Лапин с новыми порядками.

Либеральные граждане обвиняют сего председателя Гостелерадио в антисемитизме, о чем мы уже не раз говорили (Лапин и евреи). Вот и в случае с Людвиковским антисемитская тема звучит. Якобы в составе оркестра было аж шесть евреев и Лапин потребовал их уволить, а Людвиковский не согласился. Так же мелькает история будто увидев музыкантов Людвиковского выступающими сидя на кубах Лапин разорался: «Вы бы еще посадили оркестр на шестиконечные звезды!»

На самом деле новый руководитель Лапин просто пытался модернизировать свое хозяйство, где штаты оказались космически раздуты. Судите сами: кроме оркестра Людвиковского Гостелерадио содержало Большой симфонический оркестр (им руководил Геннадий Рождественский), Малый симфонический (там главенствовал Максим Шостакович), Эстрадно — симфонический (под руководством Юрия Силантьева), Эстрадный оркестр Бориса Карамышева, Оркестр русских народных инструментов (там заправлял Владимир Федосеев). Лапин прибавил к этому великолепию еще и Детский хор под управлением Попова, а потом сообразил, что такое количество музыкантов телевидению ни к чему, для них даже не хватало павильонов записываться, работали в очередь.

Да, Лапина раздражала западная направленность интересов оркестра Людвиковского. Когда Матвей Блантер заметил: «Это замечательный оркестр, их даже Би-Би-Си передает». Лапин отреагировал:  «Вот поэтому они нам и не нужны».

Кроме того, оркестр Людвиковского вовсю гастролировал не от Гостелерадио, а от Госконцерта. То есть, получая от Гостелерадио зарплаты + инструменты, деньги оркестр приносил другой организации и это тоже казалось Лапину абсурдом.

Главным конкурентом Людвиковского был Юрий Силантьев. Понятно, что в размышлении какой оркестр оставить Лапин склонялся на сторону русского Силантьева, а не прозападного Людвиковского. Но Людвиковский и сам подставился, также как у Утесова.

Чермен Касаев вспоминал:

«Вадим Людвиковский был в ресторане «Новый Арбат», вышел оттуда в состоянии хорошего подпития. В общем, милиция, протокол. И все это пришло к Лапину. Он тут же принимает решение: разогнать оркестр! Сначала убрали Людвиковского, потом и весь оркестр расформировали»

Расформировали, кстати, не только оркестр Людвиковского, Гостелерадио рассталось и с детищем Геннадия Рождественского. Но для Рождественского произошедшее стало запятой долгой творческой биографии, для Людвиковского же была поставлена точка. 

Больше он не поднялся.

Оставшиеся ему двадцать лет жизни Людвиковский провел незаметно, выпав из общественной повестки. 

В декабре 1995 года его тело нашли замерзшим на одной из московских улиц.

Читать продолжение в источнике: SHOWBIZZZ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'