Студия архитектуры и дизайна Litawr в этом году стала лауреатом на конкурсе «Лучший промышленный дизайн России». Она также четыре раза выходила в финал конкурса Агентства креативных индустрий и Союза Дизайнеров России «Фабрика дизайна». Ее основатель Александр Литаврин поговорил с организаторами конкурса и рассказал, какие возможности открываются перед дизайнерами в современной России, и как меняются запросы клиентов и какие тренды определяют будущее.
По словам эксперта, сегодня российский дизайн переживает возрождение и находится в процессе становления в новом качестве. Происходит переосмысление старого и освобождение от лишнего, в результате чего выживают лишь проверенные временем принципы. «Они были заложены еще в СССР и составляют надежную основу для работы современных дизайнеров. Сущность российского дизайна неразрывно связана с развитием страны и отражает наш культурный код. Он включает в себя воспитанную человечность, миролюбие и стремление к компромиссам, которые развивались годами. Отечественный специалист работает не только головой, но и душой», - сказал Александр Литаврин.
Российский дизайн сегодня отличается максимальным вниманием к деталям и эстетикой исполнения. «Как в продукции — мебели, освещении, аксессуарах, так и в самих услугах. Европейские дизайнеры — создатели новых трендов — больше похожи на художников, которые написали новое произведение и, не дождавшись закрепления красок, уже несут его на публику для получения оценки. Где-то изъян в отливке абажура, где-то кривизна в изгибе спинки стула. Европеец скажет, что это живая линия, ручная работа, в ней чувствуется жизнь. У нас в России такое изделие будет точно выведено в брак. Мы с легкостью можем придираться к отклонению в штукатурке на стене в несколько миллиметров или недостаточно элегантному изгибу ножки стула», - сказал Александр Литаврин.
Говоря о наиболее значимых современных трендах в архитектуре и дизайне, эксперт отметил, что они включают оригинальные фасадные решения, объединенные с максимальным упрощением форм. Проекты визуально стали более выразительными, интересными, более рационально используются материалы. В последние годы также стало больше экспериментов с 3D-печатью как в архитектуре, так и в дизайне.
Вызовом для дизайнеров сегодня являются и тенденции быстрого развития страны. «За эти пять лет мы успели выстроить новые логистические цепочки по поиску и приобретению новых материалов, стали больше использовать материалы отечественных производителей, а процесс удаленной работы нас уже не пугает. Запросы клиентов мы получаем, как и раньше, самые разные. Природа человека не сильно меняется с развитием технологий. По сути мы все те же, что и пару столетий назад», - сказал Александр Литаврин.
Говоря о будущем российского дизайна Александр Литаврин отметил, что государство уже делает очень большие шаги с точки зрения финансирования и проведения мероприятий, премий, конкурсов. «Это создает хорошие перспективы развития. Будущее российского дизайна очень сильно будет зависеть от развития школ и институтов по дизайну. Пока не все вузы приняли за догму, что в сфере дизайна пора сократить дистанцию между обучением и производственной практикой. Наша студия, например, взаимодействует с Оренбургским государственным университетом и принимает студентов на практику. Прохождение практики только в стенах вуза — это эксперименты в полном вакууме, оторванный от реальности процесс», - сказал он.
Фото: Пресс-служба конкурса Фабрика Дизайна 3.0