
Этой весной по Интернету вдруг пошла волна публикаций о том, что авиакомпании могут сделать в самолетах практически стоячие места. Но на самом деле в обозримом будущем это невозможно.
Не всеми забытое старое

SkyRider 2.0, 2018
, фото:соцсети Aviointeriors
Почти все нынешние публикации сопровождаются фотографией сидений под названием SkyRider 2.0. Однако новость это только для тех, кто с самолетами соприкасается исключительно через кресла во время полетов.
Те, кто интересуются гражданской авиацией, легко вспомнят, что итальянская компания, крупный производитель авиационных кресел Aviointeriors, представила их на международной выставке Aircraft Interiors Expo (AIX) в Гамбурге в апреле 2018 года, то есть семь лет назад.

Авиакресла SkyRider с шагом 23 дюйма от итальянского производителя Aviointeriors представлены на выставке Aircraft Interiors Expo Americas. Эти предлагаемые седловидные сиденья, еще не одобренные Федеральным управлением гражданской авиации, предлагают авиакомпаниям способ разместить больше пассажиров в самолете, сократив расстояние между рядами до менее двух футов. 14 сентября 2010 г. Калифорния, США
, фото: Legion MediaПричем и тогда это была вторая версия концепции SkyRider («небесный всадник»), которую впервые показали еще в 2010 году! То есть идея была обнародована 15 лет назад.

Авиакресла SkyRider, выставка Aircraft Interiors Expo Americas, 14 сентября 2010 г. Калифорния, США
, фото: ZUMA Press, Inc.Но где они, эти «стоячие места»? Если бы эта идея действительно заинтересовала авиакомпании, то ее давно уже реализовали бы. Мы знаем примеры превращения экспонатов той же самой выставки AIX в серийные образцы, на которых уже летают миллионы пассажиров.
История успеха

Первая концепция дизайна полностью горизонтального кресла Vantage с плоской кроватью, разработанная Джеймсом Томпсоном и производимая по лицензии компаниями Delta Air Lines и Swiss, 2005
, фото:В 2005 году инженер из Северной Ирландии Джеймс Томпсон показал на AIX проект раскладывающихся в кровать кресел Vantage. Тогда полностью горизонтальные кресла были только в первом классе, где занимаемая одним пассажиром площадь не имеет значения (ну, почти).
А кресла Томпсона за счет оригинальной компоновки обеспечили эффективное использование площади салона, и подходили для бизнес-класса — там тарифы ниже, и авиакомпании ищут компромиссы между комфортом и себестоимостью перевозки.

Компания BMI стала первым покупателем кресел Thompson Vantage 2010 года; Кресла Thompson Vantage в салоне Брюсельских авиалиний в 2012 году
, фото:И вот Vantage как раз и обеспечивали удобство на уровне первого класса, и возможность разместить достаточно много пассажиров.Это быстро оценили авиакомпании: уже в 2008 году кресла Thompson Vantage заказала американская Delta, а за ней и другие авиакомпании, в том числе Swiss, BMI, Austrian Airlines, SAS, Air Canada, Air Astana, австралийская QANTAS, и многие другие. Сейчас такие кресла стали фактически стандартными для бизнес-класса со спальными местами в узкофюзеляжных самолетах.
В 2014 году Томпсон продал свою долю в компании совладельцу (и стал миллионером), а через пару лет Thompson Aero Seating полностью приобрел китайский авиационный конгломерат AVIC.
Сейчас компания предлагает несколько вариантов кресел для бизнес-класса и первого, а идеи Томпсона стали основой для кресел и других производителей.
Итак, с момента презентации идеи до полномаштабной реализации прошло около пяти лет. А SkyRiders остаются идеей уже 15. При том, что Aviointeriors вполне успешно производит кресла традиционной конструкции — их можно увидеть, например, в самолетах авиакомпании «Россия».
Новейшеее поколение

Кресла Aviointeriors 2018
, фото:соцсети Aviointeriors
Не сказать, что Aviointeriors топталась на месте все эти годы: в 2019-м на очередной выставке AIX дебютировало третье поколение SkyRiders. Идея все та же: «сиденье», напоминающее велосипедное седло, и максимально вертикальная посадка. Третья версия отличается продуманными местами для ручной клади под «сиденьем» и отсутствием креплений к потолку. Но и о них за шесть лет мы ничего нового не услышали

Aviointeriors MAKS 2019
, фото:соцсети Aviointeriors
Возможно, фотографии SkyRiders 2.0 так активно публикуют, потому что у них яркая жёлтая обивка. SkyRiders 3.0 обтянуты тёмно-зелёной тканью с жёлтым рисунков, cильно напоминающим камуфляж… Может, Aviointeriors так намекнула на наиболее подходящее применение?
В самом деле «личный состав, во-первых, не капризные пассажиры и летит куда прикажут; а во-вторых, всё-таки среди солдат не встречаются люди с заметными отклонениями в фигуре и с физическими ограничениями — призывная комиссия не допустит. Но это, конечно, только гипотеза.

SkyRiders 3.0
, фото:Валерий Чусов

SkyRiders 3.0
, фото:Валерий Чусов
Трудно сделать…
Известный своими экстравагантными высказываниями — например, о платных туалетах в самолетах, — Майкл О'Лири, глава ирландской лоукост авиакомпании Ryanair, стал единственным представителем авиаперевозчиков, который высказал заинтересованность в том, что бы возить пассажиров стоя. Но даже он позже не раз заявлял о том, что не будет этим заниматься.

Aviointeriors SkyWave concept 2019 VT
, фото:соцсети Aviointeriors
Дело в том, что кресла самолётов — как и любой элемент, вплоть до штор и антимассакаров (накидок на подголовниках), должна соответствовать стандартам. Например, кресло при экстремальной посадке должно выдерживать перегрузки в зависимости от направления от трех- до девятикратных.
Обеспечить соответствие этим требованиям такой экстравагантной конструкции если и возможно, то очень непросто, и значит — дорого. А ведь основная задача всех этих изысков — увеличить прибыль авиакомпаний. Что даст им возможности снизить тарифы, чтобы привлечь как можно больше пассажиров — и этим еще раз увеличить доход. Поэтому продукт изначально должен быть не очень дорогим.
Насколько известно, ни производители самолетов, ни кресел, даже не обращались в организации, которые занимаются сертификацией.
…да и надо ли?
И это не говоря об очевидных проблемах: вертикальная посадка подходит только людям определенного роста, при намерении выйти в проход пассажиру от окна придется просить выйти и тех, кто «сидит» в середине блока из трех кресел и у прохода.

Авиакресла SkyRider, выставка Aircraft Interiors Expo Americas, 14 сентября 2010 г. Калифорния, США
, фото: ZUMA Press, Inc.Кроме того, если пассажиры будут практически стоять, то им будет очень неудобно смотреть в иллюминаторы. Если вообще возможно. А переносить иллюминаторы выше, мягко говоря, непросто.
Ну и вообще увеличивать число мест в самолете до бесконечности невозможно. Оно ограничивается пропускной способностью аварийных выходов. По-английски максимальная вместимость так и называется Exit Limit — «предел по выходам». И это число пассажиров, которые успеют выйти из самолета за 90 секунд через половину имеющихся выходов.
Это проверяется испытаниями с добровольцами в условиях, имитирующих аварийные. Поэтому в Boeing 737-800 нельзя поставить более 189 кресел. А Boeing 737-900, хотя и имел более длинный фюзеляж, тоже имел Exit Limit 189 пассажиров, и для перевозки 215 на него ставят дополнительную пару дверей.
Так что если кто-то захочет впихнуть в 737-800 больше пассажиров, ему тоже надо будет вставить новую пару дверей, а для этого — освободить место рядом с ними, Так что сэкономленная за счет уменьшенного с 29 до 23 дюймов шага кресел площадь уйдет на эти проходы. Есть ли смысл в такому уплотнении?

Aviainteriors Allegra Business class
, фото:соцсети Aviointeriors
Aviointeriors, правда, предлагала комбинировать кресла разного типа, так что на Airbus A321 можно было бы посадить максимально возможное число пассажиров, и при этом сохранить салон бизнес-класса, салон нормального эконом-класса и «догнать» число мест до допустимых 220 за счет более плотной рассадки в салоне со SkyRiders.
Но и это за прошедшие годы никого не заинтересовало. Дело, видимо, в уже упомянутых сложностях с сертификацией.
Близкие родственники

Aviointeriors Alitalia 747 economy
, фото:соцсети Aviointeriors
В том же 2019-м году в Гамбурге были был показан близкий по духу проект Aviointeriors, Economy Slim Platform (ESP). Это кресла более привычной конструкции, с горизонтальным сиденьем, но тщательно проработанные для уменьшения занимаемого ими (и пассажиром) пространства.
Причем для их проектирования были использованы требования корпорации Boeing по минимальному уровню комфорта, и официальные британские и американские нормативы. В полном соответствии с ними удалось сделать кресла массой менее 9 килограммов на пассажира.

Avioineriors 2019 VT
, фото:Валерий Чусов
Правда, выглядели они не очень изящно. Но Avioineriors таким образом продемонстрировала потенциал своих инженеров, и их наработки, очевидно, были использованы в новых моделях кресел, которые все эти годы компания успешно производит.
Интересно, что как и многие другие спальные кресла бизнес-класса, модель Allegra от Avionterios реализует запатентованную Томпсоном идею.

Aviointeriors Rossiya A319
, фото:соцсети Aviointeriors
А SkyRiders обеспечила итальянской компании такой пиар, которого трудно было бы добиться иными средствами. Никто не постит по соцсетям фотографии кресел Vantage с восторженными рассказами о том, что они обеспечивают комфорт. Мы все знаем, что негатив привлекает куда больше внимания, чем позитив. Теперь о ней знают даже те, что не знает абсолютно никаких названий производителей кресел для самолётов.
Это еще и едва ли возможно сертифицировать по требованиям к креслу на ускорения. Что будет с человеком на таком седле, если к нему снизу 6g приложить?