Вечером 17 июня в театральном центре «На Плющихе» был аншлаг. Публика толпилась в проходе между рядами, рассаживаясь, переговаривалась. Казалось, что все друг друга знают, и так оно и было: музыкальная общественность собралась на свой праздник. Перед вручением международной премии «Чистый звук» в зале «На Плющихе» царила особая, приподнятая атмосфера. Наполненная радостью увертюра к опере «Руслан и Людмила» в исполнении Камерного оркестра Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского под руководством народного артиста России Феликса Коробова, которой открылась торжественная церемония, стала органичным продолжением настроения зрительного зала.
«Чистый звук» — премия за лучшие аудиозаписи отечественной академической музыки. Эта церемония была третьей по счету. Российский музыкальный союз (РМС) запустил проект в 2018 году, в 2019 году были вручены первые премии. К 2025 году «Чистый звук» занял важное место в мире музыки и культурной жизни нашей страны. Популярность премии выросла, в этом году на «Чистый звук» поступило более 200 записей из 26 регионов страны. Из них жюри выбрало 24 лучших релиза в 8 номинациях. 17 июня в театральном центре «На Плющихе» назвали лауреатов первой, второй и третьей степеней и тех, кто получил спецприз.
Сверхзадача «Чистого звука» — сохранение шедевров отечественной музыки в ее живой исполнительской интерпретации. Проект направлен на развитие отечественной композиторской школы, индустрии звукозаписи и продвижение российской музыкальной культуры на международном уровне. В этом году премия проводилась при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Вечер вели заслуженный артист Татарстана, оперный певец Альберт Жалилов и актриса театра и кино Валерия Ланская. В концерте приняли участие народный артист России Даниил Крамер, лауреаты всероссийских и международных конкурсов гобоист Федор Освер, скрипач Равиль Ислямов, джазовая певица Анна Бутурлина, Apollon Quintet, Камерный хор Московской консерватории и его руководитель Александр Соловьев. Это был настоящий праздник, а выступления лауреатов и тех, кто вручал им премии, превратились в своего рода диалог.
Вручая специальный приз компании Simple Way Audio (в номинации «Оркестровая музыка» его получил пианист Евгений Борец [1]), руководитель пиар-отдела компании Дмитрий Калинин напомнил: «Игорь Стравинский как-то сказал, что искусство — это общение. Что эта премия, как не общение: исполнителей, звукорежиссеров, всех создателей музыки! Сегодня мы чествуем и тех, кто причастен к созданию этой грандиозной премии. Я надеюсь, что она расширится и за пределы академической музыки».
Победителей в номинации «Камерная вокальная музыка» назвала Ирина Герасимова, генеральный директор и художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра, академик Российской академии радио. Она напомнила о том, как важно сохранять культурную преемственность, какую огромную роль в жизни искусства играет традиция. И роль «Чистого звука» здесь трудно переоценить. «Чистый звук» — самая важная для нашего радио премия. Она сохраняет шедевры отечественной музыки, и это сближает ее с радио. Что такое, в сущности, радио? Это хранитель – благодаря радио остается то, что характеризует ушедшие эпохи. Это очень важно, но при этом радио не только транслирует наследие. Оно открывает для слушателей музыку наших современников, и в этом оно тоже сродни просветительской миссии премии «Чистый звук». В этом отношении «Чистый звук» совершенно неоценим».
Музыкальные премии в номинации «Оркестровая музыка» вручал заслуженный деятель искусств России, генеральный директор Российского национального музея музыки, президент ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров Михаил Брызгалов. Он поблагодарил тех, кто придумал и уже третий раз организует премию. Михаил Брызгалов сказал «спасибо» и тем, кто остается за кадром: звукорежиссерам и звукооператорам. По его словам, премия «Чистый звук» работает для будущего, и в этом она сродни труду коллег Михаила Брызгалова, работников музыкальных музеев: «Мы каждый день выискиваем редкие записи, слушаем их, оцениваем. Я уверен, что следующие поколения когда-нибудь станут выискивать и записи, получившие премии «Чистый звук». Так сохраняется материальное и культурное наследие. Очень здорово, что есть такая премия, как «Чистый звук».
Вручая специальный приз в номинации «Камерная вокальная музыка» [2], генеральный директор музыкального издательства «Рэй Рекордс» Анастасия Ходукина напомнила о труде звукорежиссеров: «Создание аудиозаписи — сложный и долгий процесс, и труд звукорежиссера неоценим. Благодаря им мы можем наслаждаться аудиозаписями долгие годы».
Называя победителей в номинации «Камерная инструментальная ансамблевая музыка», эту тему продолжил Феликс Коробов. Он, в частности, сказал: «…Я безмерно счастлив, что «Чистый звук» вспомнил о замечательных людях, с которыми мы, артисты, проводим больше чем полжизни, — о звукорежиссерах. Большая часть нашего успеха — это их рук дело! Спасибо вам за то, что вы есть. Вы — суперпрофессионалы!»
Получая приз первой степени, пианистка Наталья Рубинштейн [3] напомнила о неуслышанной, забытой, сметенной волнами истории музыке: «Все, что делает замечательный звукорежиссер Михаил Спасский, — совершенное запечатление музыки. Мы бесконечно счастливы нашим сотрудничеством и возможностью разделить с Михаилом Валентиновичем его звуковой триумф. Этот альбом особенный в нашей серии «История русского фортепианного трио», которую с 2020 года издает компания Naxos. Он представляет три сочинения, которые были написаны более ста лет назад. Трех авторов, чьи жизни и слава были сметены русской Революцией, чьи имена исчезли из истории музыки и памяти многих поколений. Таких неуслышанных сочинений, как мы теперь знаем, десятки в истории русской музыки. Особенно камерной музыки, этой вечной падчерицы исполнительского искусства. Мы надеемся, что благодаря этой премии у фортепианных трио Владимира Дика, Константина Штернберга и Сергея Юферова увеличивается шанс быть услышанными. И мы верим, что эта замечательная музыка привлечет внимание новых поколений исполнителей и исследователей. Возможно, когда-нибудь без этих сочинений станет немыслим ансамблевый репертуар, и они обретут свое законное место в истории камерной музыки. А пока — пусть это и малая толика исторической справедливости! — благодаря нашими усилиям, благодаря блистательному мастерству Михаила Спасского и «Чистому звуку» вы знаете эти имена».
Объявлявший лауреатов в номинации «Опера» художественный руководитель премии, генеральный директор Российского музыкального союза, композитор и дирижер, заслуженный деятель искусств России Александр Клевицкий сказал, что «Чистый звук» стал важным событием в отечественной музыке: «Прошло уже шесть лет с тех пор, как мы основали эту премию, и год от года она становится все лучше. Я помню, с каким волнением мы ее создавали, а сегодня она обрела вес, и о ней знают все. Кроме этого мероприятия наш союз постоянно проводит различные семинары, большие мастер-классы с известными звукорежиссерами для тех, кто развивается в этой профессии. Это очень большое дело».
Получивший премию третьей степени в этой номинации продюсер Антон Яковлев [4] отметил: «Запись была осуществлена прямо с киноплощадки. Снимается фильм о рождении русской оперы во времена Екатерины Великой. Восстанавливается историческая правда: раньше говорили, что русская музыка родилась вместе с Михаилом Ивановичем Глинкой, но это не так».
Победителей в номинации «Камерная инструментальная сольная музыка» объявлял народный артист Сергей Скрипка — главный дирижер и художественный руководитель Государственного симфонического оркестра кинематографии. Он тоже говорил о звукорежиссуре: «Я немало лет работаю в музыкальной индустрии, и самой большой проблемой всегда была проблема звукорежиссеров. Не говорю о тех высоких профессионалах, которые сейчас находятся в этом зале. Это сливки профессии, наша элита. Но когда мы выезжаем на гастроли, дела обстоят по-другому. Иногда — плачевно. И я очень рад, что благодаря премии «Чистый звук» положение дел меняется. От того, как работают наши соратники, наши коллеги-звукорежиссеры, очень многое зависит. Когда мы в них уверены, то чувствуем себя совершенно по-другому. Тогда мы знаем, что наша работа будет донесена до аудитории без потерь».
Получивший специальный приз компании «Октава ДМ» в этой же номинации звукорежиссер Илья Донцов [5] вернулся к теме преемственности в культуре: «Для меня этот проект стал частью большого исследования жизни и творчества представителей уникальной династии Лядовых. На этом диске представлены менее известные родственники Анатолия Константиновича Лядова. Мне удалось не только продлить историю этой великой музыкальной династии в XVIII век, доказать, что Анатолий Константинович был музыкантом в четвертом поколении, но и протянуть нити в сегодняшний день. Найти потомков этой династии, многие из которых тоже являются творческими людьми».
Победителей в номинации «Реставрация архивных аудиозаписей» объявляла радиожурналистка Диана Берлин — заслуженный журналист, заслуженный деятель искусств, заслуженный работник культуры. Она тоже говорила о культурной преемственности и о долге перед мастерами прошлого: «Когда я произношу слово «реставрация», перед моими глазами встает небольшая комната на втором этаже Государственного дома радиовещания и звукозаписи. Там работали великие мастера. Мы часто задавались вопросом: «Они когда-нибудь обедают?» Когда бы мы ни приходили, у ребят горел свет. Благодаря их искусству, их рукам, их душам мы можем слышать великую музыку прошлого».
Первую премию в этой номинации получала руководитель Центра звукозаписи и звукорежиссуры Московской консерватории Татьяна Задорожная [6]: «Эту работу делали три реставратора разных поколений, и у каждого из них был свой взгляд на то, как это должно звучать. Нам кажется, что мы нашли золотую середину. Все сошлись во мнении, и получилось здорово».
Завершила свою речь она словами, которые имели прямое отношение и к празднику, который прошел 17 июня в театральном центре «На Плющихе», и к музыкантскому профессиональному братству: «И очень здорово, что все мы есть!»
Список победителей премии «Чистый звук» можно посмотреть на сайте проекта.
Фоторепортаж с церемонии награждения смотрите на нашем сайте.
Алексей Филиппов
Фото: Владислав Григорьев
__________________________________
[1] Евгений Борец: Казанский календарь. Исполнители: Евгений Борец; Казанский камерный оркестр La Primavera, дирижер: Рустем Абязов. Звукорежиссеры: Михаил Муханов, Андрей Панов. Звукозаписывающая компания: АО «Фирма Мелодия».
[2] Хибла Герзмава, сопрано. Екатерина Ганелина, фортепиано. Звукорежиссер: Анна Ловчева. Издатель: Московский концертный зал «Зарядье».
[3 История русского фортепианного трио. Часть 1. Эпоха Российской империи. Диск 5 «Долгожданные премьеры». Авторы: Владимир Дик, Константин Штернберг, Сергей Юферов. Исполнители: «Брамс-трио». Звукорежиссер: Михаил Спасский. Звукозаписывающая компания: Naxos.
[4] Франческо Арайя. Рождение русской оперы. Автор: Франческо Арайя. Исполнители: Андрей Решетин, Вера Чеканова, ансамбль старинной музыки «Солисты Екатерины Великой». Звукорежиссер: Владимир Рябенко. Продюсер: Антон Яковлев. Звукозаписывающая компания: ReachSound.Art.
[5] Фортепианная музыка русской династии 1839–1940 гг. (Константин Лядов, Александр Лядов, Анатолий Лядов, Евгений Помазанский, Иван Помазанский, Иван Антипов). Исполнители: Дмитрий Коростелев, Ольга Соловьева. Звукорежиссер: Илья Донцов. Продюсер: Игорь Прохоров. Издатель: Naxos Rights Ltd.
[6] Петр Ильич Чайковский. Ранние граммофонные записи (фрагменты из оперы «Пиковая дама», Торжественная увертюра «1812 год»). Исполнители: Александр Давыдов, Марианна Черкасская, Нина Панина, Рене Радина-Фигнер, Оскар Камионский, Владимир Касторский; оркестр Акционерного общества «Граммофон», дирижеры: Иван Аркадьев, Бруно Зейдлер-Винклер. Звукорежиссеры: Елена Сыч, Елена Дойникова, Екатерина Чижик. Продюсер: Евгений Платонов. Звукозаписывающая компания: Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского.