2 февраля скончался Владимир Балон (1937 – 2013), актер, который позиционировал себя как каскадер и постановщик трюков, причем именно последнюю свою ипостась вытягивал на первое место.
Другой каскадер и постановщик трюков Николай Ващилин пытался указать Балону его истинное место, доказывая, что Владимир не более чем распиаренная пустота.
Об этом и поговорим.
По интервью Балона, действительно, видно человека фанфаронистого и корнающего реальность, как ему удобно.
Судите сами.
Владимир утверждал, что фамилия его Баллон, просто, не желая ничего общего иметь с банкой для жидкости, он убрал одну буковку. Меж тем, нашлись документальные свидетельства, — папа Владимира носил фамилию Балон без двух «л».
Ладно, допустим…
Поскольку главным козырем Балона стал фильм «Д’Артаньян и три мушкетера», где он сыграл де Жюссака, то появилась история, как мальчик Вова проиграл томик «Трех мушкетеров» в футбол. Что это за интеллектуальный послевоенный двор, где в футбол играли на книги, не уточняется.
Ладно, допустим…
Одна из распространенных линеек рассказов о спортсменах повествует о золотушном мальчике, которого отводят в спортивную школу, где из него делают Илюшу Муромца. И такой рассказ Балон предоставил. Из рахитика получился чемпион СССР по фехтованию на рапирах.
Ладно, допустим. Может так оно все и было.
Трудно, однако, не заметить, что актер выстраивал рассказы о жизни по художественным лекалам бульварных лубков. В разработку шел образ денди, женитьба на солистке ансамбля «Березка» (весь в белом с крутой герлой), инспирированная партийными органами статья «Мушкетер на скользкой дорожке» (опять Дюма).
И вот такому-то человеку красивому Эльдар Рязанов предлагает поставить бои в фильме «Гусарская баллада». Балон красочно описывает, как его полюбили на фильме этом Крючков и Яковлев. Как он играл в массовке французов и наших, фехтуя. Как исполнил роль адъютанта Кутузова, а, главное, бои поставил.
Ладно, допуст...
А вот здесь уже допущения неуместны, поскольку бои в «Гусарской балладе» ставил Леонид Блох, о чем прямо указывают титры фильма.
После «Гусарской баллады» Балон начал потихоньку сниматься. Тот же Рязанов рассматривал его кандидатуру на роль Димы Семицветова в «Берегись автомобиля», а потом доверил ставить бой на шпагах между Смоктуновским и Ефремовым. Балон появился в таких фильмах как «Николай Бауман» (1967), «Чертова дюжина», «Шаг с крыши» (оба 1970).
Карьеру же его как постановщика трюков стояла на «стопе». На фильме «Директор», где Балон шестерил, в результате преступной халатности погиб актер Евгений Урбанский и Балон если не получил тотальный запрет на профессию (подробнее об этом здесь — НЕОТКРЫТОЕ ДЕЛО О ГИБЕЛИ ЕВГЕНИЯ УРБАНСКОГО), то и особенно раздухариться ему не давали. Во всяком случае, после детского фильма «Шаг с крыши» снова поставить в кино трюки Балон смог только восемь лет спустя.
Шанс перезапуска представился в 1978, когда Владимир попал в мушкетерскую картину Юнгвальда – Хилькевича.
За трюки там отвечал каскадер Николай Ващилин, в активе которого были картины «Стрелы Робин Гуда» и «Они сражались за Родину» (оба 1975).
На долгие года, однако, всю славу Ващилина забрал Балон.
Ващилин сетует: «По телевизору рассказывают о его работе, а показывают мои сцены, моих каскадеров».
Как же так получилось?
По словам Ващилина, Балон поставил только бои Д’Артаньяна и де Жюссака. Также на нем лежала обязанность обучения актеров фехтованию.
И все.
Ващилин говорил:
«Все драки, скачки, падения разрабатывал и ставил я. По этим разработкам формировалась смета фильма, шились костюмы, изготавливали реквизит. Я нес уголовную ответственность за безопасность людей в трюковых сценах. Есть официальные документы: договор с Одесской киностудией, чек из кассы на 800 рублей, выданный на мое имя. ...Съемку трюковых сцен без моей подписи в журнале не начинали».
В актив Балона Ващилин также заносит сомнительную честь ранения исполнителя главной роли Михаила Боярского. В отсутствии Ващилина, Балон (де Жюссак) решил внести оживление в эпизод с Боярским фехтованием и проткнул ведущему актеру нёбо.
Здесь более всего интересно, что Ващилин проговаривается о своем отсутствии на съемочной площадке. Контракт на картине «Д’Артаньян и три мушкетера» закончился, Ващилина ждали на съемках «Сибириады» Андрона Михалкова — Кончаловского. То есть, как ни крути, заканчивали фильм Балон и еще один каскадер Александр Ходюшин.
В результате и произошла подмена исполнившего всю работу Ващилина поставившим всего пару драк Балоном.
Титры фильма гласят: «Фехтование — В. Балон. Конные трюки и драки — А. Ходюшин. Драки — Н. Ващилин».
Режиссер Юнгвальд-Хилькевич, признавший львиную долю вклада в картину Ващилина, за титры оправдывался:
«Это не моя вина. Дело в том, что в советском кино титрами занимался редактор. А самые яркие бои - между д’Артаньяном и де Жюссаком, на съемках которых присутствовали и редакторы, и дирекция фильма, - делал Балон».
Ващилин также грешит на редакторов:
То, что он (Владимир Балон, - прим. авт.), поставив три слабых сцены под моим руководством, идет в титрах первой строкой как постановщик фехтования (а фехтование там с первого до последнего кадра в сценах, мною поставленных) – это следствие тесной «дружбы» Анатолия Ходюшина с заместителем директора фильма Инной Финкель в последние дни съёмок (когда Ващилина на съемках не было, - прим. авт.). Она была вхожа в редакцию Одесской киностудии и могла решить вопрос с титрами без должных официальных оснований. Дело в том, что закончив работу по сценарию и договору, я, получив гонорар, уехал. А В.Балон и А.Ходюшин соблазнили Юнгвальд-Хилькевича съёмкой дополнительных трюков».
Для самого Балона попадание в титры такого фильма предоставляло шанс возврата в профессию. Немудрено, если он подсуетился.
Но на него поработали и друзья — актёры, среди которых особенно неистовствовал Боярский, певший дифирамбы рапиристу при каждом удобном случае.
Какое-то время Ващилина это не беспокоило, поскольку (в отличие от Балона) он был обеспечен работой, - ставил трюки во франшизе о Шерлоке Холмсе, «Острове сокровищ», фильмах Никиты Михалкова. Балон же, несмотря на титры, дождался следующей трюковой работы только через десять лет после картины про мушкетеров (то была франшиза о гардемаринах Светланы Дружининой).
А потом в СССР зрителю и журналистам мало было дела кто где трюки ставил. Балон вылез на общественную арену с рассказами, как ставил он, только в новейшее время распространения неверной информации газетами с миллионными тиражами, а там интернет подоспел.
Тут-то Ващилину и пришлось доказывать свой приоритет.
Теперь оба ушли, а драки поставленные ими остались.
Радуя зрителей.