Сергей Добровольский уже не помнит, когда встречал последний раз Новый год или день рождения в кругу семьи, но морскую романтику на обычную жизнь не променяет ни за что.
![](https://mtdata.ru/u26/photo067B/20555694394-0/original.jpg#20555694394)
На современных рыболовных траулерах в море можно находиться в течение долгих месяцев. Как устроена жизнь на судне и чем занимаются профессиональные рыбаки, которые проводят по полгода в море? Рассказывает капитан-директор рыболовного траулера Сергей Добровольский.
Как попасть на траулер
Сергей родился на берегу Каспийского моря в Махачкале, в 90-х отучился в Сахалинском мореходном училище, а годами позже — в Дальневосточном государственном техническом рыбохозяйственном университете во Владивостоке, чтобы повысить квалификацию. В 2007 году он стал старшим помощником на морозильном филейном траулере «Морской волк», а потом — капитаном-директором, ответственным за все рыбное производство.
Сейчас экипаж его судна достигает 70 человек. Женщины в составе экипажа тоже есть, и плохой приметой это не считается. Они готовят пищу, работают в буфете и сортируют икру.
![](https://mtdata.ru/u26/photoE12D/20778767243-0/original.jpg#20778767243)
Сергей Добровольский
С улицы на траулер не берут. Чтобы стать матросом, нужно пройти курсы, освоить навыки борьбы за живучесть суда, научиться оказывать первую помощь. Членам командного состава нужен диплом о высшем образовании и практический опыт, и каждые пять лет людей ждет переаттестация.
Важно также пройти медкомиссию, ее устраивают перед каждым рейсом. Так, из-за суровых условий работы и физического труда многие члены экипажа страдают от больных суставов, часто простужаются. Механики в машинном отделении вскоре начинают жаловаться на слух, а сортировщики икры — на зрение. Портятся и зубы — на них влияет опресненная вода, лишенная всех солей и минералов.
К слову, экипаж получает неплохую зарплату, хотя это нестабильный доход, он зависит от сезона, выполнения плана по добыче и цен на продукцию на рынке. Разнятся зарплаты также в зависимости от компании, которая владеет траулерами. Но некоторые особо бережливые моряки могут за пару лет работы на судне приобрести себе квартиру.
Как устроена работа
В январе «Морской волк» обычно выходит на лов сельди, с февраля по март — минтая. В апреле в Охотском море рыбный промысел закрывается, судно ждет техосмотр в порту Владивостока. С июня по сентябрь траулер плавает в Беринговом море, добывая минтай и другие донно-пищевые виды рыб (треска, камбала, палтус). Квота в этот период достигает 6 тысяч тонн. Как только объем достигнут, траулер возвращается в Охотское море.
«Без хорошей удочки рыбы не поймаешь, — рассказывает Сергей. — Поэтому у нас очень хорошее промысловое оборудование, со специальными датчиками наполнения трала и гидролокаторами».
За один раз можно поднять 100-120 тонн рыбы, далее она отправляется на переработку. Туши разделываются на филе, его фасуют в мешки по 14 кг. Икру сортируют по ящикам по 22,5 кг, а головы, кости, хвосты и искореженные тушки пускают на рыбную муку. Есть на траулере даже установки для производства рыбьего жира.
Готовый продукт хранится в трюме вместимостью 700 тонн при температуре до минус 30 градусов. Когда он заполняется, траулер ждет корабль-погрузчик, чтобы избавиться от этой части улова.
Каждый член экипажа на судне несет ежедневную вахту — 6 часов работы, после чего можно 6 часов отдохнуть. Выходных и праздников нет: конвейер по добыче и переработке рыбы не остановить. Работников соседней смены называют «немцами» или «врагами» — налицо здоровая конкуренция, когда смены пытаются опередить друг друга по объему улова и переработки добычи.
Быт на судне
Капитан и другие члены командного состава живут в каютах на одного-двух человек, а матросы — в четырехместных, с душем и туалетом. Имеется на траулере и сауна, в которой можно отдохнуть после тяжелой работы на палубе или в трюме.
Сейчас рейсы длятся до полугода. Выдержать разлуку с семьей помогают телефонная связь и Интернет — с этим в последние годы стало гораздо лучше. На «Морском волке», как и на других современных траулерах, есть доступ к Интернету, хотя сеть, бывает, ловит не везде.
Сергей уже давно не отмечал праздники с семьей, а вот для экипажа успел побывать и Дедом Морозом, и Снегурочкой. При рождении своих детей он ни разу не присутствовал — был в море.
![](https://mtdata.ru/u26/photo3458/20001840092-0/original.jpg#20001840092)
Сергей Добровольский
, фото:Сергей Добровольский
«Приходишь из рейса, а малыши уже научились ходить, разговаривать. Дети выросли не на моих руках — это, пожалуй, главный недостаток профессии, — говорит капитан, добавляя, что другой судьбы, без морской романтики, все равно не хотел бы. — Радуешься проплывающим мимо косаткам, китам. По весне, во время штиля, когда тают льды, сердце щемит от этой красоты. Морские пейзажи каждый раз новые. Разве можно променять их на земную бытовуху?»
![](https://mtdata.ru/u26/photo70FE/20224912941-0/original.jpg#20224912941)
Сергей Добровольский
Как бы то ни было, работа в море — не для всех. Чтобы по-настоящему полюбить ее, нужно обладать определенным складом характера.
«Те, кто приходят на судно только ради денег и не готовы надолго влиться в дружный экипаж, обычно не задерживаются. От сплоченности команды зависит исход рейса и заработок каждого человека на борту», — говорит капитан.