Шесть часов работы — шесть часов отдыха: как устроена жизнь на рыболовной траулере

MAXIM 3 часов назад 48
Preview

Сергей Добровольский уже не помнит, когда встречал последний раз Новый год или день рождения в кругу семьи, но морскую романтику на обычную жизнь не променяет ни за что.

фото: Shutterstock/Fotodom.ru

На современных рыболовных траулерах в море можно находиться в течение долгих месяцев. Как устроена жизнь на судне и чем занимаются профессиональные рыбаки, которые проводят по полгода в море? Рассказывает капитан-директор рыболовного траулера Сергей Добровольский.

Как попасть на траулер

Сергей родился на берегу Каспийского моря в Махачкале, в 90-х отучился в Сахалинском мореходном училище, а годами позже — в Дальневосточном государственном техническом рыбохозяйственном университете во Владивостоке, чтобы повысить квалификацию. В 2007 году он стал старшим помощником на морозильном филейном траулере «Морской волк», а потом — капитаном-директором, ответственным за все рыбное производство.

Сейчас экипаж его судна достигает 70 человек. Женщины в составе экипажа тоже есть, и плохой приметой это не считается. Они готовят пищу, работают в буфете и сортируют икру.

фото:

Сергей Добровольский

С улицы на траулер не берут. Чтобы стать матросом, нужно пройти курсы, освоить навыки борьбы за живучесть суда, научиться оказывать первую помощь. Членам командного состава нужен диплом о высшем образовании и практический опыт, и каждые пять лет людей ждет переаттестация.

Важно также пройти медкомиссию, ее устраивают перед каждым рейсом. Так, из-за суровых условий работы и физического труда многие члены экипажа страдают от больных суставов, часто простужаются. Механики в машинном отделении вскоре начинают жаловаться на слух, а сортировщики икры — на зрение. Портятся и зубы — на них влияет опресненная вода, лишенная всех солей и минералов.

К слову, экипаж получает неплохую зарплату, хотя это нестабильный доход, он зависит от сезона, выполнения плана по добыче и цен на продукцию на рынке. Разнятся зарплаты также в зависимости от компании, которая владеет траулерами. Но некоторые особо бережливые моряки могут за пару лет работы на судне приобрести себе квартиру.

Как устроена работа

В январе «Морской волк» обычно выходит на лов сельди, с февраля по март — минтая. В апреле в Охотском море рыбный промысел закрывается, судно ждет техосмотр в порту Владивостока. С июня по сентябрь траулер плавает в Беринговом море, добывая минтай и другие донно-пищевые виды рыб (треска, камбала, палтус). Квота в этот период достигает 6 тысяч тонн. Как только объем достигнут, траулер возвращается в Охотское море.

«Без хорошей удочки рыбы не поймаешь, — рассказывает Сергей. — Поэтому у нас очень хорошее промысловое оборудование, со специальными датчиками наполнения трала и гидролокаторами».

За один раз можно поднять 100-120 тонн рыбы, далее она отправляется на переработку. Туши разделываются на филе, его фасуют в мешки по 14 кг. Икру сортируют по ящикам по 22,5 кг, а головы, кости, хвосты и искореженные тушки пускают на рыбную муку. Есть на траулере даже установки для производства рыбьего жира.

Готовый продукт хранится в трюме вместимостью 700 тонн при температуре до минус 30 градусов. Когда он заполняется, траулер ждет корабль-погрузчик, чтобы избавиться от этой части улова.

Каждый член экипажа на судне несет ежедневную вахту — 6 часов работы, после чего можно 6 часов отдохнуть. Выходных и праздников нет: конвейер по добыче и переработке рыбы не остановить. Работников соседней смены называют «немцами» или «врагами» — налицо здоровая конкуренция, когда смены пытаются опередить друг друга по объему улова и переработки добычи.

Быт на судне

Капитан и другие члены командного состава живут в каютах на одного-двух человек, а матросы — в четырехместных, с душем и туалетом. Имеется на траулере и сауна, в которой можно отдохнуть после тяжелой работы на палубе или в трюме.

Сейчас рейсы длятся до полугода. Выдержать разлуку с семьей помогают телефонная связь и Интернет — с этим в последние годы стало гораздо лучше. На «Морском волке», как и на других современных траулерах, есть доступ к Интернету, хотя сеть, бывает, ловит не везде.

Сергей уже давно не отмечал праздники с семьей, а вот для экипажа успел побывать и Дедом Морозом, и Снегурочкой. При рождении своих детей он ни разу не присутствовал — был в море.

Сергей Добровольский

, фото:

Сергей Добровольский

«Приходишь из рейса, а малыши уже научились ходить, разговаривать. Дети выросли не на моих руках — это, пожалуй, главный недостаток профессии, — говорит капитан, добавляя, что другой судьбы, без морской романтики, все равно не хотел бы. — Радуешься проплывающим мимо косаткам, китам. По весне, во время штиля, когда тают льды, сердце щемит от этой красоты. Морские пейзажи каждый раз новые. Разве можно променять их на земную бытовуху?»

фото:

Сергей Добровольский

Как бы то ни было, работа в море — не для всех. Чтобы по-настоящему полюбить ее, нужно обладать определенным складом характера.

«Те, кто приходят на судно только ради денег и не готовы надолго влиться в дружный экипаж, обычно не задерживаются. От сплоченности команды зависит исход рейса и заработок каждого человека на борту», — говорит капитан.

 

Читать продолжение в источнике: MAXIM
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'