В России могут начать дистанционное изучение теории в автошколах. Если приказ Министерства просвещения будет принят, то он вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
В рамках подготовки водителей категории B количество часов, отведенных на вождение в городе, увеличится с 38 до 42. Изучение устройства трансмиссии, ходовой части, тормозов и электронных помощников водителя будет занимать по одному часу вместо двух. На изучение общего устройства двигателя, напротив, будет выделено три часа вместо двух. Но самое значительное изменение — это возможность организовать дистанционное обучение.
Также в программу обучения включили изучение опасного вождения, взаимодействия средств индивидуальной мобильности, особенностей использования электронных документов и жилетов со световозвращающими полосами. Кроме того, согласно пояснительной записке, из программы исключили раздел, посвященный вождению автомобиля с прицепом.
«Такой подход призван сформировать у обучающихся навыки безопасного управления транспортным средством в различных условиях дорожного движения», — отмечается в документе.
Татьяна Шутылева, президент Межрегиональной ассоциации автошкол, в беседе с «Коммерсантом» отметила, что опыт онлайн-обучения в автошколах уже был в 2019–2020 годах, когда все были вынуждены перейти на дистант в связи с пандемией. В тот период лекции транслировались через различные видеоплатформы. Это происходило без должного контроля, что часто приводило к сокращению программ или к самостоятельной подготовке, что запрещено.
Официально дистанционное обучение в автошколах разрешат только при соблюдении условий, установленных постановлением правительства № 1678. В рамках образовательного процесса должны использоваться только государственные информационные системы, работающие через авторизацию на портале госуслуг. Это позволит контролировать посещаемость занятий и успеваемость студентов.
Автошколы и сами смогут определять, какие занятия будут проходить в онлайн-формате, а какие — в очном. Например, уроки по оказанию первой медицинской помощи в дистанционном формате провести невозможно, так как требуются практические упражнения на манекенах.
Дистанционный формат для некоторых уроков по теории не снизит цену на обучение, но другие нововведения могут повлиять на стоимость.
В частности, если раньше для получения прав на управление автомобилем необходимо было пройти полный курс обучения по каждой категории, то в рамках нового проекта категории D и Е, а также подкатегория D1 были исключены из программы. Это связано с тем, что для получения этих категорий достаточно иметь опыт вождения транспортными средствами категорий В, С или подкатегории С1.
По этим категориям все еще можно пройти обучение, но теперь они станут частью программ переподготовки. Это позволит сэкономить время, ведь не придется заново изучать ПДД в полном объеме. Раньше автошколы должны были формировать отдельные группы для водителей, которые хотели перейти с мопедов на легковые автомобили или с мотоциклов на легковые автомобили. Теперь же эти категории объединят в одну группу.
Именно такой подход позволит снизить стоимость обучения, поскольку автошколам не придется тратить время на набор и обучение разных групп.